Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Онлайн-проект Плесского музея-заповедника #МирНаКартине

Онлайн-проект Плесского музея-заповедника #МирНаКартине

К празднованию Дня России 12 июня 2020 г. Плесский музей-заповедник представляет онлайн-проект #МирНаКартине. В фондовой коллекции музея представлено большое количество живописных работ с изображением российских городов. На сайте мы разместим двенадцать картин, а потом проект продолжится в соцсетях музея.


Афанасьев Н.Г. Московский речной порт. 1980 х.м. 61х112, ж-17.jpg 
Афанасьев Н. Г. Московский речной порт. 1980.

В 1937 г. по окончании строительства канала Москва-Волга, Москва получила новый глубоководный речной путь к Волге. К тому времени была определена программа коренной реконструкции Московского транспортного узла, превращения столицы в крупнейший речной порт. В Москву стал прибывать крупнотоннажный флот, для него требовались большие погрузо-разгрузочные мощности, что вызвало необходимость строительства портов в разных частях города. 


2.jpg
Коровин В. И. Ленинград. Поздняя осень.

Канал Грибоедова по праву можно отнести к самым известным достопримечательностям в Санкт-Петербурге. Набережные канала Грибоедова — излюбленное место прогулок туристов, ведь здесь расположены старинные здания и храмы и перекинуты удивительно красивые мосты.

3.jpg
Зверев С. А. Каргополь.

Это один из самых интересных городов Русского Севера, возникший на Онеге в XII в. и бывший некогда центром целого региона. Откуда взялось название города – загадка. Возможно, оно происходит от финских слов karhu + puoli, то есть «медвежья сторона». Другая версия обыгрывает встречающееся в старинных документах сочетание Карго-поле: карго – местное название вороны, а вся конструкция означает «Воронье поле».


4.jpg
Кротов А. К. Весна в Плесе. 1984.

Пейзаж на работе — сводный образ улиц Плеса. Художник при этом сделал акцент на «розовом» двухэтажном каменном доме, который находится на улице Ленина (бывшей Воскресенской).
Прошение о разрешении на постройку этого дома было подано мещанином г. Плеса Григорием Васильевичем Иванчиковым в феврале 1861 г.: «Имею я желание на принадлежащей мне земле г. Плеса по лицу Воскресенской улицы выстроить деревянный на каменном полуэтаже дом…».
Между 1868 и 1910 гг. случился пожар, в котором был утрачен деревянный этаж дома. После пожара дом был восстановлен в размерах только первого каменного этажа.
После революции, в 1927 г., из-за непосильного налога на имущество родовой дом Иванчиковых был продан санаторию «Плес», а семья Троицких построила для себя небольшой дом в начале Воскресенской улицы, переименованной в улицу Ленина. 

6.jpg
Левитан И. И. Волга. 1889. Дар Ф. Е. Вишневского. Москва.

«Волга» - это первая работа, которая появилась в Плесе. Первая встреча с Волгой не принесла Левитану радости. Вода была грязной, беспрерывно моросил дождь, все кругом было сырым и однообразным. Но постепенно в Левитане победил художник, и родились его знаменитые «дождливые» картины.
В работе «Волга» все в движении, все напоено прохладой и влагой. Лиричен вид небольшого волжского городка с его домиками и церквушкой, пароходами и баржами у причала.
Говорят, когда Чехов увидел волжские работы Левитана, сказал ему: «На твоих картинах появилась улыбка».

 
Петровичев П.И. Ростов Великий с озера..jpg
Петровичев П. И. Ростов Великий с озера. 

В этой работе предстает перед зрителем с юности любимый художником древний город у озера Неро с его кремлем, монастырями, храмами, площадями. Город написан в летние солнечные дни, радостный и светлый, в живом и тонком многоцветье красок, в «очаровательной», по слову одного из тогдашних художественных критиков, «стройности своей архитектуры». Здесь мы видим Ростов, каким он был почти столетие тому назад, в чем-то иной, чем теперь, но неизменный в непреходящей своей красоте. 

петровичева.jpg
Петровичева О. П. Дом А. П. Чехова. Москва. 1979. 

В 1886 г. семья Чеховых перебралась в дом № 6 на Садовой-Кудринской улице. По признанию самого писателя, это была одна из самых удачных квартир за все время проживания в Москве.
«Живу в Кудрине, против 4-й гимназии, в доме Корнеева, похожем на комод. Цвет дома либеральный, т. е. красный…»
В доме на Садовой-Кудринской улице началась литературная карьера драматурга: в это время он написал множество повестей и рассказов, таких как «Скучная история», «Степь», «Огни» и т. д.

Поленов В.Д. Дом в Бехове..jpg
Поленов В. Д. Дом в Бёхове. 

Более 100 лет на высоком холме над Окой стоит трехэтажный белый дом . Его архитектура своеобразна и оригинальна. Этот дом был построен в 1892 г. по проекту Василия Дмитриевича Поленова, знаменитого русского живописца. Еще в 1887 г. Поленов писал: «Мечтаю о домике на берегу Оки, об том, как мы его устроим, как мы там заживем, сделаем большую комнату, где будет музей, картинная галерея, библиотека. Рядом будет столярная мастерская, адмиралтейство, рыболовство и терраса, а над этим будет моя живописна мастерская. Чудесные мечты, может быть, и сбудутся». Все мечты были претворены в жизнь. В 1890 г. совершилась желанная покупка земли в деревне Бёхово.

уткин.jpg
Уткин П. С. Кинешма. 

Комплекс, состоящий из Красных и Белых торговых рядов, конец XIX - начало XX вв. В стиле эклектики, строились на средства местного купечества. Сейчас здесь расположен торговый центр.

Федоров В.А. Торжок..jpg
Федоров В. А. Торжок. 

В крохотном Торжке уместилось столько достопримечательностей, что хватило бы на десяток городов. С первых же минут Торжок покоряет сочетанием старинной архитектуры и выразительного холмистого ландшафта.

Федоров В.А. Торжок. Этюд..jpg
Федоров В. А. Торжок. Этюд. 

Манит древний тороватый купец-удалец Торжок своих гостей искрами торжокского шитья по золоту, завораживает волшебными панорамами златоглавого городка, да дивными речными видами красавицы-Тверцы, соблазняет ароматами легендарных пожарских котлет, воспетых Пушкиным!

Яковлев А.А. Ямбург. Полуденная смена. 1986, х.м., 71Х100, ж-729.jpg
Яковлев А. А. Ямбург. Полуденная смена. 1986.

Один из мысов Тазовской губы назвал Ямбургом (по имени родного города) Ю. И. Кушелевский, что путешествовал на шхуне «Таз» в 1863 г. На самом деле этот мыс имел местное название и до Кушелевского. И звучало оно на ненецком языке Юмбор-Саля. Слово саля — «мыс», а юмбор — «торфяной холм». Значит, Юмбор-Саля — «Мыс с торфяным холмом». Но почему же все-таки Ямбург? Откуда здесь конечное «г»? Поспособствовала этому ненецкая гортанная смычка, звучавшая в конце слова юмбор: специфический звук, который иногда, хоть это и неточно, передают русским «г». И название Ямбург появилось в русских документах и на картах, сосуществуя с местной формой Юмбор-Саля.

Следите за новостями в соцсетях: