Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Элегия моря. Вильям Берингер. Живопись

01.03.2017

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

Элегия моря
Вильям Берингер
 Живопись


О.В.Чурюканова
ведущий научный сотрудник, кандидат исторических наук


С 3 февраля 2017 г. в Музее пейзажа работает уникальная выставка живописных работ Вильяма Берингера из коллекции Плесского музея-заповедника. Картины малоизвестного художника эпохи Серебряного века музей-заповедник получил в дар от Русского музея в 1990 г.
Всего на выставке представлено 26 картин, ранее не экспонировавшихся в Плесе, все они были созданы на рубеже XIX-XX вв. - в эпоху «Серебряного века», ставшего переходным периодом для русской культуры. Работы художника-символиста занимают достойное место в коллекции Плесского музея-заповедника. Несколько лет назад они были представлены на выставке «Русская живопись конца XIX- начала XX вв.» в Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
В. Берингер родился в 1875 г. близ Одессы. Окончил курс в Одесской рисовальной школе в 1893 году. Получил 2 серебряные и бронзовую медали. Поступил в Академию художеств в 1893 г. (годы учебы: 1893-1899 гг.). В 1894 г. была малая серебряная медаль, в 1895 г. Берингер получил звание классного художника 3 степени, в 1899 г. - звание художника за картину «Священная жертва». В 1897 г. художника зачислили в Мозаическое отделение, в 1899 г. он стал младшим художником-мозаичистом.
Большая группа художников отвела роль выразителя эстетических идеалов нового времени символизму, который затронул многих художников академического плана, среди них был и Вильям Бальтазарович Берингер. Свой творческий путь Берингер прошел как пейзажист, много работал с натуры. Символистские картины художника экспонировались на весенних выставках Академии художеств (1901-1916), Петербургского общества художников (1907-1912), Товарищества художников (1916), Общества им. А.И. Куинджи (1917-1929). 13 июля 1910 г. на похоронах Архипа Куинджи звучало много речей, а художник Вильям Берингер читал стихи, такие же лирические и негромкие, как и тихий солнечный день, на который выпали похороны.
Берингеру выпало жить в непростую эпоху: с началом Первой мировой войны в России активизировалась и расширилась деятельность Трофейной комиссии при военно-походной канцелярии Его Императорского Величества, созданная в 1911 году. В 1916 году была создана вторая Трофейная комиссия (Комиссия для сбора, переписи и хранения трофеев настоящей войны и увековечения ее в памяти потомства), в 1917 году обе комиссии объединились в одну. Трофейные комиссии имели как штатных художников, так и привлекали к сотрудничеству профессионалов из действующей армии и находящихся в тылу. С февраля 1916 года по лето 1917 года Трофейные комиссии направили семь экспедиций – на Кавказский, Северо-Западный и Юго-Западный фронты. Кроме того, в 1915-1916 годах на фронте действовал Военно-художественный отряд Императорской главной квартиры, в него входили ученики Николая Самокиша из Императорской Академии художеств. Руководители Трофейных комиссий ставили перед своими художниками цель передать боевые действия и военные будни с документальной точностью.
В работе Трофейных комиссий участвовали Григорий Шах, Георгий Верейский, Виктор Мазуровский, особое место среди баталистов занимал Василий Берингер, верный традициям Академии. Он посвящал войне аллегорические и остро символистские работы, полные страшных предчувствий («Битва», «Отчаяние», 1915 г.).
Выставка В. Берингера в Музее пейзажа – это экскурс в Серебряный век, когда живопись требовала от художника концентрации и виртуозного мастерства. Устроители выставки ставили своей целью дать представление о русском художнике, мимо которого эпоха революции прошла, не задев и не разрушив его идиллического мира грез. В пейзажах В. Берингера доминирует морская стихия как воплощение благоговения человека перед мощью природы. Типичная для символизма тема судьбы нашла свое преломление в творчестве художника в образе парусника, кораблика. Нашла претворение и женская тема, художник создал свой образ «Прекрасной Дамы», портрет которой также можно будет увидеть на выставке. Стиль Берингера - это смешение традиций и новообразований русской живописи конца XIX – начала ХХ века.

Следите за новостями в соцсетях: