Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

«Гордость отечественного искусства» К 120-летию со дня рождения Николая Петровича Секирина (1899-1962), Иваново

08.02.2019

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

17 февраля (по нов.с. 1 марта) 2019 г. исполняется 120 лет со дня рождения советского художника, графика, педагога Ивановского художественного училища, члена Союза советских художников Николая Петровича Секирина. Плесский музей-заповедник хранит в своей коллекции четыре замечательные работы выдающегося мастера: «Портрет текстильщицы Ф.П. Засорновой» (1943), «Ветряк» (1934), «Река Ухтохма. Оболсуново» и «Купы ив» (1956).
Николай Петрович принадлежит к старшему поколению ивановских художников. Он прошел большой творческий путь с начала своей художественной деятельности. Его картины появлялись на всех областных художественных выставках. Картины Н.П. Секирина находятся в музеях, галереях не только Ивановской, но и других областей страны.
Будущий художник появился на свет в Иваново-Вознесенске в семье чеканщика по металлу. До 1917 года учился в гимназии. С детских лет увлекся рисованием и мечтал стать художником. В первые сознательные годы работал по специальности отца. С 1918 по 1924 г. состоял членом Союза рабочих-металлистов. С 1918 по 1921 г. служил на Иваново-Вознесенском огнескладе и в рядах Красной армии. С 1920 по 1923 г. учился в Художественно-промышленных мастерских в Иваново-Вознесенске, а с 1923 по 1927 г. во ВХУТЕМАС-ВХУТЕИНе (Петроград) у К. С. Петрова-Водкина и В. Е. Савинского (в 1924 году с общего курса перевёлся на станковое отделение живописного факультета). В качестве дипломной работы написал эскиз «Пионерский лагерь. Купание» (в настоящее время находится в НИМ РАХ), а также защитил научную работу «Пейзажи А. А. Иванова», которая была рекомендована к печати «после проработки». Ранние работы, такие как «Пионерский лагерь» побуждают вспомнить творения знаменитых Петрова-Водкина и Дейнеки. В подобных произведениях, пронизанных стилистикой модерна, линия играет безусловную роль: живопись здесь почти теряет свою фактуру, приобретая черты графики. В основу построения картины «Пионерский лагерь», как и у Петрова-Водкина, лег принцип сопоставления трех локальных, интенсивно звучащих цветов: зеленого, синего, охристого. Графически четки силуэты купающихся детей. По обобщенности форм, лаконичному колористическому решению, четкости рисунка произведение воспринимается как фрагмент монументальной композиции, рассчитанной на восприятие с большого расстояния. Здесь учителя и ученика объединяет большое гуманистическое содержание произведений, воспевающих красоту и целомудрие обнаженной натуры.
По окончании, получив звание художника-живописца и вернулся в город Иваново. С 1930 по 1946 г. преподавал в Ивановском художественном училище им. М. И. Малютина. Первыми его произведениями были пейзажи и натюрморты. Одна из первых значительных работ Секирина – «Сдача овощей государству» (1932). В 1930-32 гг. художник, являясь членом Ассоциации художников революционной России (АХРР), принимал активное участие в выставках, работал как педагог, вел активную общественную работу.
В 1932 г., после исторического постановления ЦК ВКП(б) о перестройке литературно-художественных организаций, с первых дней существования Ивановского отделения Союза советских художников Н.П. Секирин становится членом этой организации. Поездки в Воржу, Юрьевец, Лух и Костромскую область для собирания материала обогатили художника новыми наблюдениями. Они отразились в серии этюдов, показывающих живописные уголки этих мест. 

секирин ветряк.jpg
Ветряк. 1934. Х.м. 
( коллекция Плесского музея-заповедника)  

Вскоре после поездки Секирин начал работать над эскизами к картине «Расстрел ивановских ткачей на Приказном мосту 10 августа 1915 года». К этой картине художник сделал два интересных по цвету и композиции эскиза и много этюдов. Этюды отдельных фигур к картине автор писал с натуры, выбирая наиболее характерные типы рабочих вичужских рабочих.
В 1938 г. появилась новая работа художника «Портрет парашютистки тов. Прохоровой». Этот портрет, находящийся теперь в Ивановском художественном музее, - одна из лучших работ Секирина. Следующей картиной из революционного прошлого Иванова была «Расклейка прокламаций», изображающая момент, когда несколько революционно-настроенных рабочих рано утром вышли на улицу расклеивать прокламации, призывающие к борьбе против фабрикантов и самодержавия. Работая над картиной, художник писал много этюдов и проверял свои впечатления на натуре. Он ходил к Сосневской фабрике и наблюдал, как идут на смену рано утром рабочие, когда только начинается рассвет, все кругом было окрашено в синий цвет. Художнику хотелось передать свежесть зимнего утра, бодрость, наступление нового дня, - все это было бы символическим изображением светлого будущего.
Во время Великой Отечественной войны Николай Петрович находился в художественной бригаде, выезжавшей на Калининский фронт. Много работал в области портрета. Писал портреты старых большевиков-ивановцев: О.А. Беловой, А.И. Румянцева, Г.Е. Гнедина, портреты депутата Верховного Совета СССР Т.И. Шувандиной, заслуженных деятелей науки Л.М. Кузьмина и И.И. Заславского. К 1943 г. относится и работа «Надомница», где Секирин изображает пожилую женщину, которая шьет теплые вещи для фронтовиков. В этой картине много теплоты и искренности. В 1945 г. Секирин пишет картину «Мать», в ней нет сентиментальности, она сурова и правдива. Мать наказывает что-то своему сыну, уходящему на фронт, с большой нежностью всматривается в его лицо, и кажется, много разных мыслей возникает у нее в голове. Картина проникнута духом долга перед Родиной. Мать – очень сильная женщина, а сын ее – защитник всех русских матерей и детей, Отчизны.
Потом появилась картина «В госпитале». В минуты отдыха, в тишине госпиталя, фронтовики слушают маленького музыканта-виолончелиста. При поездке в Калинин в 1942 г., после освобождения города от немецких оккупантов, Секирин делал зарисовки города, рисунки, портреты фронтовиков. Будучи народным ополченцем в 1942 г., художник сделал несколько рисунков на темы из жизни народного ополчения в Иванове.
Николай Петрович Секирин одним из первых обратился к изображению жизни и труда ивановских текстильщиков (картины «У ткацкого мастера», «Ткачиха на отдыхе», «Ткачиха», «Ткацкие помощники мастера Ивановского меланжевого комбината», портреты ткачих Т. И. Шувандиной, Воробьёвой, Орловой и других). В фондах Плесского музея-заповедника хранится полотно «Портрет текстильщицы Ф.П. Засорновой» (1943 г.).
В 1946-47 гг. Секирин работает над большим портретом знатных текстильщиков области. Эта картина писалась по заказу Министерства текстильной промышленности СССР. На Большой Ивановской мануфактуре Н.П. Секирин собирал материалы для картины «У ткацкого мастера», на фабрике им. Дзержинского – «Ткачихи на отдыхе», на фабрике им. Рабочего Ф. Зиновьева он пишет портрет ткачихи Воробьевой. В это же время создается картина «Старая ткачиха» (дореволюционное Иваново).
С 1949 г. тема труда текстильщиков становится для художника главной, и он посвящает ей все свое творчество. Чтобы лучше познать жизнь рабочих-текстильщиков, он идет работать прямо на фабрику. Избирает наиболее крупное предприятие – Ивановский меланжевый комбинат. Дирекция предприятия поддерживает инициативу художника и дает ему возможность писать непосредственно на комбинате, предоставив в его распоряжение помещение для работы. Здесь Секирин пишет портреты ткачих, прядильщиц, помощников мастеров, наблюдает, входит в рабочую обстановку. Здесь написаны портреты поммастера Шибаева, ткачихи Безугловой. На комбинате Секирин пишет групповой портрет трех поммастеров, беседующих о производственных вопросах. Здесь же написана картина «Ткачиха». 
Секирин.Засорнова..jpg
Портрет текстильщицы Ф.П. Засорновой. 1943. Х.м. 79х59 
(коллекция Плесский музей-заповедник)    

Портреты текстильщиц, созданные Секириным, относят нас к лучшим образцам подобного жанра Ивановской школы живописи, созданным М. Малютиным, Р. Михайловым, В. и Н. Родионовыми. Они принадлежат к одним из первых в ивановской живописной школе попыток воплощения образа современника. Надо отдать мастеру справедливость: он решает тему языком пластической живописи, передает в фигурах свободу движения и непринужденности. Композиции таких картин величавы и торжественны, содержат пафос утверждения духовной красоты советского человека, исполненного достоинства и внутренней силы. Постановки фигур, движение, характер – все здесь пронизано суровой серьезностью, принципиальностью, прямотой, твердой волей и мужеством.
Наряду с картинами о текстильщиках Н.П. Секирин работал над пейзажем и натюрмортом, создавая очень тонкие по цвету этюды Волги, убранных нив, различных живописных уголков ивановского края. «Купы ив» (1956 г.), «Ветряк» (1934 г.), «Река Ухтохма. Оболсуново» (не датирована) занимают достойное место в коллекции Плесского музея-заповедника.
В пейзажных этюдах художник показывает умение тонко наблюдать натуру и отобрать главное, значительное, передать состояние природы. После 1953 г., когда Н.П. Секирин перенес тяжелое заболевание сердца и не мог уже работать над большими тематическими картинами, он обратился к пейзажу. Особенно его очаровали красивые окрестности санатория в Оболсунове, куда художник приезжал на лечение. Здесь он нашел чудесные уголки природы, вдохновившие его на создание ряда интересных пейзажей. Эти картины экспонировались на областной выставке и получили высокие оценки зрителей. Нужно заметить, что пейзажи последних лет стали еще выше по качеству, по зрелости и мастерству.
Секирин.Река Ухтохма.jpg
Река Ухтохма. Оболсуново. К.м. 70х49
(коллекция Плесского музея-заповедника)  

Картины Николая Петровича – это живые, пульсирующие произведения. В трогательных шершавых мазках будто бы чувствуется истовое биение настоящего сердца. Эти и другие работы Секирина прекрасно иллюстрируют, насколько органичным и теплым может быть синтез творений природы и созданного руками человеческими. Художнику удается наполнить их самыми разными эмоциями и состояниями. Они овеяны большой любовью к природе России, в них проявляется и живописная мягкость, и лиризм.
Много сил и времени Н.П. Секирин отдавал педагогической деятельности. С 1930 по 1946 гг. он работал преподавателем Ивановского художественного училища. Среди его учеников немало тех. Кто окончил Академию художеств или Московский художественный институт им. В.И. Сурикова и теперь вошедших в ряды видных мастеров: лауреат Сталинской премии К. Максимов, заслуженный деятель искусств М. Малютин, художники Е. Грибов, М. Агеев, В. Федоров и др. 
секирин купы ив.jpg
Купы ив. 1956, х.м. 39х48 
(коллекция Плесского музея-заповедника) 

Скончался в 1962 году. Похоронен на кладбище Балино (квартал № 182, могила № 145, правая сторона у входа на кладбище воинов Великой Отечественной войны, близ памятника воинам Великой Отечественной войны), по Распоряжение Департамента культуры и культурного наследия Ивановской области от 18 июня 2009 года надгробие внесено в список памятников культурного наследия Российской Федерации.
Н. П. Секирин регулярно участвовал в московских и областных художественных выставках. В 1952 году состоялась его персональная выставка, посвященная 30-летию творческой деятельности, в 1960 в Иваново прошла еще одна его персональная выставка в клубе фабрики им. Зиновьева, в связи с 60-летием со дня рождения. В этом году мы вспоминаем имя Николая Петровича Секирина в связи с его 120-летием со дня рождения и гордимся уникальными произведениями автора, украшающими собрания ведущих музеев страны, в том числе Плесского музея-заповедника. 
Приложение
Основные выставки
1933-1961 гг. – областные выставки
1936 г. – выставка пяти областей
1937 г. – выставка ивановских художников
1937 г. – выставка работ художников-педагогов изоучилищ в Москве
1938 г. – выставка, посвященная юбилею Красной Армии и Военно-Морского флота
1939 г. – Всесоюзная выставка, посвященная 20-летию ВЛКСМ
1945 г. – выставка трех областей
1947 г. – выставка четырех областей
1948 г. – выставка семи областей в Ярославле
1949 г. – выставка-конкурс эскизов тематической картины
1949-1950 гг. – республиканские
1957 г. – выставка «200 лет Академии художеств СССР»
1952, 1960 гг. – персональные в Иваново
Литература
1. Каталог выставки произведений художника Н.П. Секирина к 30-летию творческой деятельности. – Иваново, 1952 г.
2. Каталог выставки произведений художника Н.П. Секирина в связи с 60-летием со дня рождения художника. – Иваново, 1960 г.

Следите за новостями в соцсетях: