Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Каменная иконка из Плеса// Археологические памятники Волго-Клязьминского междуречья. Иваново. 1989. С. 11.

31.01.2018

Левашова Л. В., старший научный сотрудник

«Жены-мироносицы у Гроба Господня».jpg

Летом 1988 года при раскопках Плесского городища была найдена каменная резная иконка «Жены-мироносицы у Гроба Господня». Иконка односторонняя, вырезана на серо-зеленом сланце; полукруглый верх утрачен. Её сохранившиеся размеры составляют 45х41 мм. Для подвешивания иконки вновь были просверлены три отверстия, в которых заметны следы медной проволоки. Рисунок выполнен высоким выпуклым рельефом и окружен широкой рельефной рамкой. Сцена у гроба изображена на фоне трехглавого храма – кувуклия. Очертания храма крайне схематичны и довольно примитивны. Верхняя его часть с куполами отделена широкой горизонтальной полосой, по которой процарапана надпись: «ГРБЪ ГНЕ».  

В нижней части иконки, по центру вырезан Гроб Господень в виде каменного саркофага с орнаментированной плоской крышкой. Слева от него – фигура сидящего ангела, указывающего перстом на гроб. Справа – группа из четырех фигур: к гробу припал апостол Петр (изображена лишь голова с нимбом), за ним три стоящие в ряд фигуры жен-мироносиц (средняя без нимба). Все фигуры повернуты к гробу на три четверти и выполнены в одинаковой манере: выпуклые глаза, крупные прямые носы, тяжелые подбородки, большие кисти рук. Разделка одежды обозначена вертикальными и косыми углубленными линиями, что характерно для северорусской (новгородской) пластики XIV века[1]. (Николаева Т. В. 1983 г.) 

Каменные иконки с изображением святых и разнообразных библейских сюжетов были широко распространены на Руси в XI-XIV вв. Сюжет поклонения Гробу Господню появляется в XIII в. в связи с путешествиями древнерусских пилигримов в «святую» землю. В частности, известно путешествие в Палестину киевского игумена Даниила в XII в., а также «хождение» туда новгородцев и строительство в Новгороде церкви в честь жен-мироносиц[2] (Николаева Т. В. 1983 г.). 

Стилистически плеская иконка прямых аналогий не имеет. Лаконичность и примитивности передачи изображения свидетельствуют, очевидно, о местном её производстве в XV в. в период расцвета Плеса. Кроме того, рядом с ней в раскопе была обнаружена испорченная заготовка другой иконки так же из серо-зеленого сланца.
      


            [1] Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XVI вв. //САИ. 1983. Вып. ЕI-60. ЛЛ.30-32.
 
            [2] Николаева Т.В. Древнерусская мелкая пластика из камня XI-XVI вв. //САИ. 1983. Вып. ЕI-60. Л.28

Следите за новостями в соцсетях: