Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Художник эпохи. 100 лет со дня рождения Марка Малютина

21.03.2019

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

27 марта 2019 г. исполняется 100 лет со дня рождения Марка Ивановича Малютина (1919-1998) - Народного художника РСФСР, почетного гражданина города Иванова, лауреата Государственной премии СССР, лауреата областной премии Ленинского комсомола, участника Великой Отечественной войны.
Плесский музей-заповедник обладает богатой коллекцией живописных работ этого мастера, созданных в период с 1953 по 1986 гг.
 
malyutin.jpgМ. И. Малютин  

Один из ведущих художников ивановского края Марк Иванович Малютин родился в 1919 г. в д. Беляево Бельского района Смоленской губернии. Он с детства восхищался красотой русской природы, испытывал особенную любовь к людям села. «Детство мое, - вспоминал художник, - не было связано с искусством, и вплоть до окончания школы я не помышлял о нем» [1].
В 1932 г. семья Малютиных переехала в Иваново-Вознесенск, где в 1935 г. по совету школьного учителя рисования И. Т. Новожилова, Марк поступил в Ивановское художественное училище, что, по словам художника,«было для него самого довольно неожиданным шагом в жизни» [2]. Учился у именитых преподавателей - А. М. Кузнецова, М. С. Пырина, Н. С. Секирина, В. П. Леонова.
В 1939 г. с четвертого курса М. Малютин добровольцем ушел в летную истребительную школу, служил в Западном округе противовоздушной обороны. Великая Отечественная война стала огромным испытанием для художника, но после семилетнего перерыва он смог возвратиться к своему основному занятию - живописи.
С 1946 по 1949 гг. Марк Иванович преподавал в Ивановском художественном училище. В 1947 г. был принят в члены Союза художников СССР. Почти сорок лет (с 1949 г. по 1989 г.) он руководил Ивановской организацией Союза художников России, избирался секретарем Союза художников СССР, членом правления Союза художников РФ, но главным для себя определял творчество, на которое, по воспоминаниям жены художника, «оставалась ночь...» [3]. А творчество Марка Малютина удивительно многообразно: натюрморты, монументальные панно, портреты и пейзажи. Он виртуозно использовал разнообразные живописные приемы, писал по памяти и на пленэре, работа вразных техниках и с различными материалами.
В фондах Плесского музея-заповедника хранится 26 произведений М. И. Малютина. Среди этих работ традиционные реалистические пейзажи и портреты современников. Редкий дар Малютина, его оптимистичный характер нашли отражение в причудливых натюрмортах, прекрасных южных и крымских пейзажах.
Зачастую Малютин-портретист добавлял каждому образу своего современника неповторимость и индивидуальность характера. Это можно проследить на протяжении всего его творческого пути. Одними из значительных произведений автора являются портреты «Бульдозерист» (1957, к., м., Плесский музей-заповедник) и «Портрет бригадира бетонщиков Писарева В.» (50-е гг., х., паст., Плесский музей-заповедник). Эти работы отражают характерную для Малютина 50-х гг. особенность слияния композиционного портрета и жанровой картины.
 
малютин бульдозерист.jpgМ. И. Малютин. Бульдозерист. 1957. К., м. 50х35. Плесский музей-заповедник
 
малютин портрет бригадира бетонщиков писарева в..jpgМ. И. Малютин. Портрет бригадира бетонщиков Писарева В. 1950-е гг. Х., паст. 70х59. Плесский музей-заповедник 

Творческая зрелость Марка Ивановича, его живописный метод наиболее полно раскрылись именно в 50-60-х гг., в серии портретов людей текстильного края. Произведения этих лет привлекают своей эмоциональной и напряженной палитрой, в которой художник драматически сталкивает черно-синие, белые и оливково-коричневые тона, добиваясь большой декоративности и красочности.
Большим разнообразием творческих находок отличаются портреты, созданные в 1970-е гг.: «Портрет художника по росписи тканей. Женя Бестугина» (1970, к., темп., Плесский музей-заповедник), «Поэт текстильного края Владимир Жуков» (1970, к., темп., Плесский музей-заповедник), «Генка Чиж из деревни Рябинки» (1974, к., м., Плесский музей-заповедник), «Илюшка Лисицын» (1979, ДВП, м., Плесский музей-заповедник), «Дирижер хора текстильщиков» (1973, х., м., Плесский музей-заповедник).
 
малютин художник росписи таканей женя бестугина.jpgМ. И. Малютин. Портрет художника по росписи тканей. Женя Бестугина. 1970. К., темп. 129х80. Плесский музей-заповедник
 
малютин поэт текстильного края владимир жуков.jpgМ. И. Малютин. Поэт текстильного края Владимир Жуков. 1970. К., темп. 129х79. Плесский музей-заповедник 

Особого внимания заслуживает пейзажная живопись М. И. Малютина. Художник не считал пейзаж своим программным жанром, к нему он приобщился в последние годы творчества. В пейзажных работах он часто использовал необычную точку зрения: чаще всего с высоты птичьего полета показывал «портрет» местности, стремился к панорамному охвату. Пейзажи автора воспевают родную русскому сердцу красоту полей, лесов, вечерних закатов, ярких красок осени, морских просторов и неоглядных далей России. В них заметен талант художника во владении пластическим языком живописи. Малютин свободно использует то пастозное, темпераментное письмо, то заливку, то сдержанную, «сухую» манеру наполнения красок в зависимости от образного содержания произведения. Созданные им образы всегда окрашены душевными переживаниями, что делает их неповторимыми. 
Наиболее законченным в образно-эмоциональном плане является пейзаж Малютина «Земля волгоградская» (1981, ДВП, м., Плесский музей-заповедник).
 
малютин земля волгоградская.jpgМ. И. Малютин. Земля волгоградская. 1981. ДВП. М., 30х37. Плесский музей-заповедник 

В этом панорамном, эпическом пейзаже живописец образно рассказывает об истерзанной войной природе, о волгоградской земле, которая до сих пор несет в себе следы тяжелых боев, тонны заржавленного металла от разбитых фашистских танков, орудий, снарядов. Она вздыбилась в полотне упругими косогорами вспаханных полей, словно стремясь освободиться от этой тяжести. Художник находит особую красоту именно в этой черной, обнаженной земле, в которой заключена громадная внутренняя сила. Вкладывая в этот пейзаж и свои личные переживания (родную деревню Малютина в годы войны фашисты сожгли дотла), художник поднимает их до большого эмоционального накала, придает картине философское звучание.
Любовь к средней полосе России, к ее неброской, но милой сердцу художника красоте, сохранилась у М. И. Малютина на всю жизнь. Художник любил писать поля, просторы иговорил, что пейзаж может сказать так же много, как человек. «У художника особое крестьянское восприятие природы, - пишет В. Можуховская, - природа – это земля, на которой трудится человек. Художник тонко чувствует и передает поэтическую притягательность и силу сочных, глубоких темно-коричневых и черных цветовых переливов вздыбленных пластов вспаханного поля, свежей зелени озимых хлебов, желтовато-бурых тонов колючей стерни. Душевному настрою художника соответствует динамичность природы, которую он передает темпераменто, звучно»[4].
Малютин любит изображать переходные состояния дня, времен года, когда в природе происходят бурные внутренние движения – «Ветреный день» (К., м., Плесский музей-заповедник), «Бушующее море» (1953, к., м., Плесский музей-заповедник).
 
малютин ветреный день.jpgМ. И. Малютин. Ветреный день. К., м. 50х70. Плесский музей-заповедник 

Марк Малютин был щедро одарен природой, был великолепным художником, организатором, другом. Его счастье составляли творчество, семья, друзья, коллеги и почитатели. Друзья художника рассказывают, что помимо творческих и организаторских способностей Марк Иванович был большим шутником. «Он был очень человечен, - вспоминала Наталья Мизонова, - и уж если говорить о юморе, он мог, например, вот что сделать: поехать за грибами с большой компанией, заехать, завести всех на рынок, потихонечку спрятать корзину с белыми в багажник, потом всех выпустить в лес. Через десять минут засвистеть и сказать: «Что вы там шляетесь, я уже набрал». «Где набрал?» «Да вот тут на полянке. Давайте ищите. Вообще, вы совершенно не умеете грибы собирать». И так далее, так далее. Около него было тепло. Около него было надежно»[5].
М. И. Малютин умер 16 мая 1998 г., но имя его не кануло в Лету: произведения художника можно увидеть в экспозициях музеев; на здании Дома Художника в Иванове, где жил и работал художник, установлена мемориальная доска; его имя носит Ивановское Художественное училище. Администрация Ивановской области ежегодно вручает Премию им. Марка Малютина за достижения в области изобразительного искусства.  

Литература:
1.     М. Малютин. Любимый жанр – портрет. –Художник, 1974, №9, -с. 23.
2.     Там же.
3.     МАЛЮТИН Марк Иванович (27.03.19 - 16.05.98)/ Официальный сайт администрации городского округа Иваново.
4.     В. Можуховская. Марк Малютин. – Ленинград, 1981. Вступ. ст.
5.     Вспоминая почетного ивановца- Марка Малютина//Иваново-ньюс. 16.05.2013

Следите за новостями в соцсетях: