Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Портретист плесских пейзажей (творчество А.М. Корина)

30.12.2016

Новикова Н.А., научный сотрудник Музея пейзажа

Воспетый в стихах и живописных полотнах волжский Плес, в первую очередь ассоциируется с именем великого русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана. Он первым открыл этот «маленький рай» на земле, вдохновляющий художников на творчество и новые свершения. Следом приехали его друзья-живописцы: В.В. Переплетчиков, В.Н. Бакшеев, М.Х. Аладжалов, С.А. Виноградов. Интересно то, что в компании пейзажистов оказался, подающий большие надежды, наш земляк - А.М. Корин.

Алексей Михайлович Корин (16.03.1865 – 13.02.1923) родился в семье палехских крестьян-иконописцев. Дед, Николай Илларионович, владел мастерской иконописи и был известным мастером палехской миниатюры. Отец художника не поощрял занятий сына живописью. Поначалу, Алексей брал уроки у своего дяди, Д.Н. Корина, отца известного живописца Павла Корина. Затем продолжал обучение в школе при иконописных мастерских Троице-Сергиевой Лавры и в Москве в мастерской Шокорева (Шоколова).

Однако со временем А.М. Корин начинает увлекаться живописью и в 1884 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, сначала вольнослушателем, а затем в основной состав учащихся в головной класс, так как был хорошо подготовлен по рисунку и живописи. Его учителями были известные педагоги: братья Сорокины, В.Г. Перов, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов. Годы учения для будущего художника были нелегким испытанием на жизненную стойкость, но тяжелые бытовые условия не помешали ему в профессиональном росте. Живописные и графические работы неизменно заслуживали высших оценок.

В 1889 г. за картину «После обедни» Алексей был награждён большой серебряной медалью и получил звание классного художника. Летом того же года Корин вместе с И.И. Левитаном, М.Х. Аладжаловым, В.Н. Бакшеевым, А.С. Степановым работает на Волге в Плесе.

Плес очаровал художника и стал одним из любимых и плодотворных мест пленэра. Собрание Плесского музея-заповедника включает 17 живописных и 7 графических работ А.М. Корина. В постоянной экспозиции Музея пейзажа можно познакомиться с четырьмя плесскими работами: «Поле ромашек», «Цыгане», «Буксир», «Плес. Красная мельница». По мнению искусствоведа Г.В. Жидкова, Корин в пейзажах «выступает в качестве художника, замечательно видящего и чувствующего природу, находящего прекрасные художественные средства для запечатления ее в живописных произведениях».

Алексей Михайлович также активно участвовал и в общественной жизни города, заводил множество знакомств с местными жителями. В собрании Плесского музея-заповедника хранится портрет Ф.П. Чекалова - врача Плесской городской больницы, выполненный А.М. Кориным в 1910 году. Ф.П. Чекалов был одним из основателей и членов правления Воскресенского общества трезвости, почетным членом которого являлась жена Алексея Михайловича, которая считала делом чести оказание материальной поддержки подобной активности граждан. Художник приезжал со всей семьей и снимал домик у дяди знаменитого писателя Н.П. Смирнова - Г.Н. Смирнова, который 13 мая 1902 года в своей записной книжке делает следующую пометку: «Семейство Кориных приехало из Москвы. Детей у них много (семеро)». Интересно, что среди упомянутых детей, один - Николай, родился в Плесе 29 мая 1896 года, о чем есть запись в метрической книге Преображенской церкви. К нам в город Алексей Михайлович приезжал практически каждый год в течение 28 лет!

1 октября 1894 года А.М. Корин «постановлением его императорского высочества, августейшего попечителя Училища живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества, великого князя Сергея Александровича определен в должности преподавателя рисования и живописи Училища». За ним закрепили головной класс, в котором учащиеся писали и рисовали головы натурщиков, а также гипсовые образы. У Я.Д. Минченкова, художника, мемуариста, остались следующие воспоминания о том времени: «Пожалуй, никто из преподавателей Московского училища живописи не пользовался среди учащихся такой симпатией, как Корин. В его натуре была необычайная теплота, скромность и искренняя готовность оказать всяческую помощь ученикам. И внешность его - спокойная, особо мягкая - отвечала его характеру. Запомнилось его слегка смуглое лицо с нависшими густыми черными прядями волос, из-под которых глядели вдумчивые, немного грустные глаза. Речь его была ровная, спокойная, голос - мягкий, густой баритон. Он никогда не сердился, не повышал тона, а, указывая на ошибки ученика, как будто советовался с ним о мерах для исправления недочетов, не прибегая к своему преподавательскому авторитету».

В расцвете творчества Алексей Михайлович показывает себя многогранным художником. Его рисунок точен, живопись свободна, красочна. В 1891 году молодой живописец впервые участвует в выставке художников-передвижников. В 1900-1910-е годы А.М. Корин пишет много интересных портретов, участвует в росписях храма Александра Невского в Софии (Болгария), создает замечательные полотна, связанные с Русским Севером, не пропускает ни одной выставки Передвижников. В тоже время он обеспечивает семью из десяти человек и выполняет множество заказов, чтобы покрыть долг за новый дом. Со временем, ноша становится непосильной - от чрезмерной работы и крайнего нервного напряжения художник почти теряет зрение. Из-за этого ему пришлось оставить преподавание в Училище и заняться лечением. Постепенно зрение вернулось, но прежнее спокойствие, добродушие, мягкость характера были уже нарушены. В голосе слышались раздражительность и тоскливая, просящая нотка мольбы: «дайте же мне отдохнуть!»

В конце 1922 года Алексей Михайлович тяжело заболевает и 13 февраля следующего года умирает. Его похоронили в деревне Марьино Тверской губернии на маленьком кладбище, недалеко от дома, на строительство которого у художника ушли последние силы. Дом в последствии сгорел, а могилу разрушили немецкие солдаты в годы Великой Отечественной Войны.

В апреле 1923 года на своей последней 48-й выставке Товарищество передвижников почтило память художника посмертной экспозицией из 35 работ. Затем отдельные произведения показывались на вернисажах, на выставках в 1981 году в Москве, в зале Союза художников РСФСР и в 1995 году в Плесе в Доме-музее И.И. Левитана к 130-летию со дня рождения.

2015 год – юбилейный для А.М. Корина – 150 лет со дня рождения. Главная задача данной статьи воскресить имя замечательного художника, отметить его заслуги и роль в искусстве!

Сейчас произведения А.М. Корина хранятся более чем в тридцати художественных музеях России, Украины, Латвии, Киргизии, Казахстана, Туркменистана, многие – в частных коллекциях.

korin-02.jpg

А.М. Корин. Поле ромашек. 1909. к.м. 49х61

korin-01.jpg

А.М. Корин. Плес. Красная мельница. 1896. х.м. 51х76

korin-03.jpg

А.М. Корин. Портрет врача Чекалова Ф. П. 1910. х.м. 89х71,5

korin-04.jpg

А.М. Корин. Плес. Интерьер. Дом Аннушки Бомбиной. 1898. 27,5х21

korin-05.jpg

А.М. Корин. Цыганский табор. 1902. 68х70

Следите за новостями в соцсетях: