Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Ровесник эпохи (к юбилею ивановского художника Валерия Васильевича Родионова)

03.04.2019

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

14 апреля 2019 г. исполняется 90 лет Валерию Васильевичу Родионову – Народному художнику России, почетному гражданину города Иваново, автору внушительного количества замечательных живописных работ, посвященных людям, событиям и природе Ивановского края. Картины В. В. Родионова часто можно увидеть в музейных экспозициях и на выставках в городах нашей области. В начале 2018 г. в музейно-выставочном комплексе «Присутственные места» Плесского музея-заповедника прошла масштабная ретроспективная выставка произведений Валерия Васильевича и его супруги - народного художника РСФСР Нины Павловны, ушедшей из жизни в феврале 2018 г.
Супруги Родионовы – известный в России творческий тандем, гордость Ивановской земли, выдающиеся живописцы поколения «шестидесятников. Безупречное чувство цвета, живописный рисунок, умение увидеть в обыденном прекрасное – это «фирменные» качества, всегда отличающие их картины. Оба учились сначала в Ивановском художественном училище, затем в Московском государственном академическом художественном институте им. В. И. Сурикова. С самого начала творческого пути Родионовых объединила общность взглядов на жизнь и искусство. За годы совместной жизни они создали немало ярких, масштабных полотен. Кроме монументальных работ на исторические и производственные темы, Валерий Васильевич и Нина Павловна проявили себя как талантливые авторы пейзажей, натюрмортов и портретов. В любом жанре их  картины наполнены высоким духовным содержанием. Художники приняли участие в 54 областных, региональных, республиканских и Всесоюзных выставках, награждены Серебряной медалью Академии художеств России, их произведения находятся в 20 музеях страны и частных коллекциях.
Плесский музей-заповедник хранит в своем собрании две картины, созданные Валерием Васильевичем в соавторстве с супругой в 1970-е гг., и восемь персональных работ художника. Они выполнены в жанре лирического пейзажа и представляют собой пронзительные виды средней полосы, так любимые многими русскими художниками.
Начинали Родионовы с исторических картин, образов родного города с его революционным прошлым. Позже был период творчества в рамках так называемого «сурового стиля», когда ведущей стала тема, связанная с текстильной промышленностью Ивановского края. Для подобных картин живописцы зачастую выбирали богатую, смелую палитру и холсты крупных форматов, наполняя их романтически-приподнятым настроением. В отличие от подобных работ, пейзажи В. В. Родионова, находящиеся в коллекции Плесского музея-заповедника, можно назвать камерными, интимно-лирическими.
В. В. Родионов. Овсяное поле. 1978, картон, масло, 87х105 Плесский музей-заповедник.jpg
В. В. Родионов. Овсяное поле. 1978, картон, масло, 87х105
Плесский музей-заповедник
В. В. Родионов. Закат. 1978, картон, масло, 16х50 .jpg
В. В. Родионов. Закат. 1978, картон, масло, 16х50
Плесский музей-заповедник 


«Банька» (1978), «Закат» (1978), «Овсяное поле» (1978), «Облачный день» (1990) побуждают зрителя вспомнить творения русских гениев поэзии и прозы. Это пейзажи-состояния; в них - умиротворение, легкая грусть, счастье бытия и чувство Родины. Вглядываясь в эти полотна зритель может не только испытать эмоциональное соприкосновение, но и мысленно перенестись в только ему ведомую деревушку, на знакомую поляну, вспомнить жаркий летний день или ощутить прикосновение морозного ветра. Валерий Васильевич влюблен в неповторимую красоту русской земли, которую его кисть запечатлевает без устали, несмотря на солидный возраст мастера. Каждый день своей жизни он поет гимн вечной красоте природы и человека, даря зрителям особый восторг от ощущения сопричастности к чуду мироздания. Этюд «Закат» с изображенной в нем стихшей природой кажется увлекательной театральной постановкой; еще чуть-чуть, и огромное солнце сядет, но пока все вокруг мерцает вечерними красками.

В каждой большой картине или маленьком этюде Родионова  – неразрывная связь человека и природы, которая находит свое отражение и в талантливо исполненных натюрмортах художника. 


В. В. Родионов. Крыжовник и вишня. 1977, холст, масло, 50х70.jpg
В. В. Родионов. Крыжовник и вишня. 1977, холст, масло, 50х70
Плесский музей-заповедник 

В. В. Родионов. Белая сирень. 1978, холст, масло, 104х87. pg
В. В. Родионов. Белая сирень. 1978, холст, масло, 104х87
Плесский музей-заповедник 

Натюрморты В. В. Родионова несут в себе приподнятое настроение, ароматы летнего дня и весеннее благоухание цветов; они полны особой свежести, искреннего ощущения счастья. Дивная пластика изогнувшихся под собственной тяжестью веток сирени и объемная «пушистость» каждой кисти придают картине «Белая сирень» (1978) истинную подлинность и тихую красоту.
Особое место в творчестве Родионовых всегда занимали картины-воспоминания о Великой Отечественной войне - «Проталины» (1971), «Память» (1984). В этих полотнах ярко проявился творческий метод художников, основывающийся на реалистических традициях отечественного искусства, позволяющих полнее выразить внутренний мир современника: «Мы, художники старшего поколения, – последовательные реалисты. Я считаю:  то, что наработано веками и величайшими русскими художниками – Серовым, Репиным, Суриковым, Врубелем и другими, не должно пропасть. Японские ученые доказали, что реалистическая художественная школа сохранилась только в нашей стране. Не случайно к нам едут учиться иностранцы», - говорит Валерий Васильевич.
В канун 90-летия мы от всей души  поздравляем уважаемого Юбиляра и желаем ему бодрости духа, крепкого здоровья и новых творческих успехов.
Родионовы В.В. и Н.П. Память. 1984, х.м..jpg
В. В. и Н. П. Родионовы. Память. 1984, холст, масло, 100х150
Плесский музей-заповедник 

Следите за новостями в соцсетях: