Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Забытый художник (творчество К.М. Максимова)

30.12.2016

Любимова М.М.

В постоянной экспозиции Музея пейзажа находится картина «Старый паром в Костроме» советского живописца, педагога, народного художника РСФСР, лауреата двух Сталинских премий Константина Мефодьевича Максимова. Он родился 27 августа 1913 года в 40 километрах от Плёса в деревне Шатрово близ города Фурманова Ивановской области. Мало кто знает, что этот художник хорошо известен в Китае, где его называют «русским Рембрандтом». А в России его имя сейчас забыто…

Большую роль в выборе жизненного пути художника сыграли занятия в кружке изобразительной деятельности. В одном из своих писем другу от 12 декабря 1964 года он тепло вспоминает о том, как попал в кружок ИЗО, которым руководил художник Д.А. Трубников. «…я страстно увлекался рисованием и чувствовал, что без руководства не достигну желаемых результатов, то я решил, во что бы то ни стало, попасть в этот кружок и хотя бы посмотреть на «настоящего» художника. Вскоре представился случай. Один из школьников старших классов принес в школу набор масленых красок в металлических тюбиках с цветными этикетками и отвинчивающимися колпачками, под которыми хранились магические краски невероятной чистоты цвета. Запах масла от них взволновал мое воображение, что нестерпимо захотелось их иметь. И вот «сделка» свершилась. Отцовские коньки «Снегурочка» переходят в руки владельца красок, а набор красок оказывается у меня в школьной сумке. В «придачу» к обмену товарами Федя Малышев ведет меня …в кружок ИЗО…». Занимаясь в этом кружке, Константин понял, что хочет стать настоящим художником. У Дмитрия Алексеевича была своя индивидуальная методика. Он ставил задачи, строго соблюдая «поступательность»от простого к сложному. Но больше всего он рекомендовал работать с натуры. С весны занятия чаще всего проходили на природе в ближайших деревнях. В том же письме Константин Мефодьевич пишет о том, как проходил пленер «…шли гурьбой и Дмитрий Алексеевич на ходу «между делом» прочитывал лекцию об искусстве. Темы бесед были самые разнообразные и крайне поучительные для нас, мало знающих искусство. Ведь почти никто из нас не видал в подлинниках шедевры мирового и Русского искусства. И никто из нас не бывал в Третьяковской галерее. И какой надо было обладать способностью образно, метко передать на словах не только содержание той или иной картины, но и ее формальные качества, ее образный язык – композиционный строй, рисунок, колорит. Эти беседы были настолько образны и поучительны, что даже лекции именитых профессоров искусствоведения, которые мне позднее приходилось слушать в институте не оставили такого следа в моем сознании и памяти».

maksimov-01.jpg

Константин Мефодьевич Максимов (1913-1994 гг.). Фото

Именно обучение в этом кружке помогло поступить Константину в Ивановский художественный техникум. В его письме мы читаем: «…Дмитрий Алексеевич требовал от нас высокого качества, хорошего вкуса, грамотного рисунка, выразительности композиции, красивого и звучного колорита. И нет ничего удивительного, что я, проучившись в кружке ИЗО 3 года, получил такую школу и опыт, что в 1929 году имел возможность устроить выставку своих работ. А когда в 1930 году после окончания школы привез показать свои работы в Ивановский художественный техникум, там преподаватели А.М. Кузнецов, В.П. Леонов, Н.Т. Буров приняли меня в техникум без экзаменов среди учебного года, как человека вполне подготовленного для обучения…».

Константина заметили и приехавшие из Москвы живописцы Ф.С. Богородский, Г.Г. Ряжский и С.В. Герасимов. Они сразу отметили талант юного художника и рекомендовали ему продолжить ему обучение в столице.

В Москве К.М. Максимова приняли без экзаменов в Художественный институт имени Сурикова. Там он учился с 1937 по 1942 год, оттачивая технику и совершенствуя мастерство. Часто посещал Третьяковскую галерею, изучал полотна И.Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, М.В. Нестерова.

С 1939 года Константин Мефодьевич был постоянным участником московских, республиканских и всесоюзных выставок. В 1943 году его приняли в члены Союза художников СССР.

Долгие годы в творчествеживописца преобладал портрет - не просто как повод для создания определенного характера и формы, а как философская и историческая концепция. Среди них широко известна картина «Сашка-тракторист».Она была создана в 1954 году в результате поездки художника на целину. С холста смотрит крепкий молодой парень в замасленной рабочей одежде, а на вихрастой голове – набок съехавший картуз. Загорелое, обветренное лицо, озорные, чуть прищуренные глаза, веселая улыбка. Сколько радостной уверенности в облике этого счастливого романтика!

О существе любимого жанра Максимов писал: «Настоящее портретное искусство, где человек и только человек является предметом внимания художника, требует глубокой мысли, содержательности замысла».

С 1945 года он ведет большую преподавательскую работу. Был профессором живописи Московского государственного педагогического института имени В.И.Ленина, где передал свое мастерство нескольким поколениям советских художников. Интересно, что Константин Мефодьевич вел активную преподавательскую работу не только в Москве, но и в Пекине. Там он работает с 1954 по 1957 год.

Известный китайский художник Диан Фэн в приветственном выступлении на церемонии встречи сказал: «Приезд Максимова в Китай позволяет нам изучить советскую теорию изобразительного искусства и накопленный веками опыт художественного образования. Мы уверены, что под руководством Максимова поднимем уровень преподавания живописи в Китае и добьемся больших успехов в деле обучения и воспитания нового поколения китайских художников».

К.М. Максимов приехал в Китай когда ему было 42 года. Группа, в которой он преподавал, называлась «группа Максимова». Сейчас ее шутливо называют «колыбелью ректоров», потому что большинство студентов этой группы стали деканами и ректорами различных художественных вузов Китая. Вступительные экзамены в «группу Максимова» были очень серьезными. Из 37 претендентов приняли 21 студента.

maksimov-02.jpg

Максимов К.М. Сашка-тракторист. 1954 г. Холст, масло. 56x45. Государственная Третьяковская галерея

Множество работ было написано профессором и его учениками в Китае. Эти произведения не только служат свидетельством контактов между художниками изобразительного искусства двух стран в 1950-х гг. прошлого века, но и представляют собой замечательный учебный материал по истории педагогики изобразительного искусства. Константин Мефодьевич по праву считается основателем современной реалистической китайской школы живописи европейского направления.

Сейчас покупателями картин этого полузабытого на Родине мастера у нас в России являются в основном китайцы. Грустно, что у нас этого гениального художника никто не помнит. А между тем картины К.М.Максимова в своё время активно покупались Русским музеем и Третьяковской галереей, где они в настоящее время хранятся, увы, в запасниках и практически не выставляются.

Творчество Константина Мефодьевича посвящено труду и быту народа, его героической истории, русской природе. В разных жанрах живописи мастер воплотил свои наблюдения и раздумья о духовном мире современника. Им выполнены глубоко психологичные портреты, большие тематические композиции. В них запечатлены знатные люди страны, выдающиеся ученые, воины, колхозники, строители. Натюрморты и пейзажи Максимова вобрали в себя весеннее солнце и задумчивую тишину осени. Мир, отображенный мастером, предстает перед нами не в простом перечислении фактов и ситуаций, а в своей образной характерности, которая вызывает у зрителя сложное и тонкое эстетическое переживание.

Персональные выставки художника прошли в Амстердаме и Шанхае в 2001 и 2002 году.

Его картины находятся в художественных музеях России, а также в частных коллекциях и за рубежом: Германии, Голландии, Китае, Испании, Италии, Франции, Японии.

maksimov-03.jpg

Максимов К.М. Старый паром в Костроме 1941-1942 гг. Холст, масло. 60х78. Плесский музей-заповедник

Следите за новостями в соцсетях: