Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Иван Шультце. Архитектура света

Иван Шультце. Архитектура света

Фонд имени художника И. Ф. Шультце, Арт-центр "Солодовня" и Плёсский музей-заповедник представляют выставку работ яркого представителя первой волны русской эмиграции 1920-х гг. художника-люминиста Ивана Федоровича Шультце (1874–1939).

Русская школа люминизма (от лат. lumen – свет) сложилась на фоне художественной критики последней трети XIX в., акцентировавшей внимание на социальной ангажированности искусства – преобладании сюжета над техникой, превращении живописи в средство революционной борьбы. Люминизм же, напротив, характерен отсутствием повествовательной линии, отрицанием стаффажа, дробности быта и излишней детализации, отвлекающими от непосредственного восприятия искусства, поэтому главным жанром здесь становится пейзаж. Для живописи люминистов свойственны контрастные цветовые сочетания, предвосхитившие эксперименты русских авангардистов. Наиболее выдающимися художниками этого направления стали Архип Куинджи, Михаил Алисов, Николай Дубовской, Константин Крыжицкий. Последний сформировал вокруг себя круг талантливых учеников, среди которых были Великая Княжна Ольга Александровна Романова и один из главных художников-экспериментаторов в области цвета и света – Иван Шультце.
Картины Ивана Шультце получили широкое общественное признание и имели грандиозный успех на выставках в России и за рубежом. Наполненные светом пейзажи коллекционировали члены царской семьи Романовых и семьи Фаберже, а репродукции печатались на многочисленных открытках наравне с произведениями ведущих отечественных мастеров - Шишкина, Репина, Айвазовского. В период эмиграции художник быстро завоевал любовь французской публики и критики. Его первая персональная выставка состоялась 23 ноября 1922 г. в «GalleriesGérardFrères». В день открытия были распроданы все картины - более 50 работ. В дальнейшем художник выставлялся в Англии, Канаде и Америке, а критики описывали пейзажи Шультце как настоящую сенсацию в области реалистической живописи.
Несмотря на различные влияния европейского импрессионизма и постимпрессионизма, а также довольно естественное вхождение в западный контекст и коммерческий успех, Шультце оставался сугубо русским художником. С одной стороны, он стремился сделать пейзаж величественным и просторным, с другой – уютным и соизмеримым человеку. В этом смысле, будучи ортодоксальным последователем своих учителей, Архипа Куинджи и Константина Крыжицкого, художник продолжал линию отечественного пейзажа конца XIX в. Настоящая выставка нацелена на то, чтобы продемонстрировать эту тесную взаимосвязь, а отдельной ее главой станет сопоставление творческих методов И. Шультце и И. Левитана.
В экспозицию войдет около пятидесяти живописных произведений широкого тематического спектра: арктические пейзажи, связанные с путешествиями на Шпицберген; горные виды; осенние пейзажи-прогулки; красочные виды средиземноморья и морские ноктюрны, а также произведения И. Левитана.

Экспозиция будет работать с 17 июля по 10 октября 2021 г. График: с 10 до 18 ч., выходной - понедельник.
Музей пейзажа: Плёс, ул. Луначарского, 20.

Следите за новостями в соцсетях: