23 сентября 2017 г. в Левитановском культурном центре (Плес, ул. Луначарского, 6) состоялась выездная коллегия Министерства культуры РФ, посвященная вопросам развития музейного дела в России. В мероприятии под председательством Министра культуры России Владимира Мединского приняли участие более 150 руководителей и представителей государственных и частных музеев из разных регионов.
Среди них: генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по культуре, Президент ИКОМ России Александр Шолохов, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, сенатор Наталия Дементьева, генеральный директор Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря Дмитрий Сергеев, директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов, директор Российского этнографического музея Владимир Грусман.
В репрезентативном списке участников: Музеи Московского Кремля, Музей изобразительных искусств им. Пушкина (Москва), Государственный музей искусства народов Востока (Москва), Музей русской иконы (Москва), Государственный центральный музей кино (Москва), Музей русского импрессионизма (Москва), Институт русского реалистического искусства (Москва), Государственный научно-исследовательский музей архитектуры им. А. В. Щусева (Москва), Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств (Санкт-Петербург), Музей Мирового океана (Калининград), Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Саратовский государственный художественный музей им. А. Н. Радищева, Музей героической обороны и освобождения Севастополя, Государственный историко-археологический музей-заповедник «Фанагория» (Краснодарский край), Плесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник и многие другие,
На повестке дня было четыре вопроса: о Концепции развития музейного дела до 2030 г., о развитии частных музеев, о введении статуса «негосударственный музей федерального значения» и о разработке нормативов посещаемости музеев в зависимости от их объективных возможностей. По итогам обсуждения министр культуры Владимир Мединский отказался принимать представленную Концепцию даже за основу. «Здесь много верных идей и предложений, которые были включены в текст после обсуждения с музейным сообществом… Но все эти хорошие вещи теряются в общем потоке, они легко могут из него выпасть в ходе практического применения», - отметил в своем выступлении генеральный директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский.
Министр дал поручение разработчикам под контролем Союза музеев сократить документ с 37 страниц теоретических положений до 3 страниц практических рекомендаций. Новость о том, что дорабатывать концепцию, по которой им предстоит работать следующие тринадцать лет, будут практики музейного дела, вызвала в зале аплодисменты и всеобщее оживление.
Представители частных музеев выступили с инициативой внести изменения в российское законодательство, чтобы закрепить за подобными организациями соответствующий федеральный статус. По их мнению, этот статус в должной мере отразит многоплановую просветительскую, образовательную, издательскую, выставочную, коммуникативную и научную деятельность частных музеев. В ответ прозвучали мнения профессиональных музейщиков о том, что реализовывать такие цели и задачи частные коллекционеры могут и без музейного статуса. Государственный музей, во-первых, является обладателем коллекции, занесенной в Государственный реестр, и несет за нее юридическую ответственность. Во-вторых, музей – это центр научной работы по выявлению, изучению, сохранению национального культурного наследия для потомков, функция популяризации для музея является вторичной. Однако описывать, изучать и заносить свои экспонаты в Государственный реестр многие частные музеи не собираются, не видя в этом своей задачи. Кроме того, для многих частных образований, сегодня именующихся «музеями», обратной стороной экспонирования является вполне доходный частный бизнес. Безусловно, отрицать заслуги таких крупных просветительских институций, как «Гараж» никто не станет, однако для законодательных изменений необходима серьезная систематизация информации о частных музеях в стране и терминологическая определенность. В ходе коллегии вопрос о введении статуса «негосударственный музей федерального значения» окончательно решен не был, и положение некоммерческих проектов в сфере искусства, занимающихся экспонированием, осталось прежним.
Из доклада генерального директора Государственного Эрмитажа, президента Союза музеев России Михаила Пиотровского:
«Музеи существуют для того, чтобы культивировать различия между культурами, демонстрировать их, и тем самым способствовать диалогу. Музейные коллекции неделимы и неотчуждаемы. Они переданы нам предыдущими поколениями, служат нынешним и должны быть переданы следующим. Музеи являются хранителями и просветителями, призванными поднимать уровень знаний, эмоций и вкуса своих посетителей. Они обладают автономностью профессиональных решений и строят работу на взаимных обязательствах с органами власти, отвечающими за государственную политику в сфере культуры. Средства, получаемые музеями от предпринимательской деятельности, должны использоваться музеями и не могут быть основанием для сокращения государственных субсидий».
Генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова особо подчеркнула рост самостоятельности современных музеев, принципиально новый подход менеджмента к вопросу самофинансирования и привлечения меценатов к музейным проектам. Эта тема стала отдельным поводом для дискуссий. З. И. Трегулова обратила внимание коллег на то, что музеям, где есть профессиональный менеджмент, нужна возможность развиваться, не обременяя своими просьбами государственную казну. «В большинстве вопросов, за исключением, пожалуй, нового строительства, музеи могут сами увлечь своими проектами меценатов. И важно принятие законодательно определенных правил. Существующий «Закон о меценатской деятельности», принятый в 2014 г., до сих пор имеет декларативный характер. Нужно чтобы он заработал в полную силу», – объяснила она.
Обсуждались и вопросы межрегионального музейного сотрудничества. В качестве примера успешного опыта подобной работы Государственной Третьяковской галереи был приведён договор на осуществление нескольких выставочных проектов в Казани. Зельфира Трегулова не исключила, что при соблюдении ряда технических и финансовых условий подобный проект может быть реализован и в Ивановской области.
Речь на заседании шла также и о других важных вопросах развития музейного дела: обсуждались Методические рекомендации по разработке нормативов посещаемости музеев Российской Федерации в зависимости от их объективных возможностей по приему посетителей, увеличении посещаемости, в том числе с учетом сезонности и транспортной доступности.
Из доклада директора Плесского музея-заповедника Аллы Чаяновой:
«…Проблем с посещаемостью у нас нет и никогда не было… Свои показатели мы подставили в формулу, приведенную в рекомендациях. И получилось, что даже в пиковый сезон Музей пейзажа «недозагружен» более чем на 50%, при этом - 5 теплоходов у причала, и туристические группы - в листе ожидания. Оптимальная рекомендованная пропускная способность по формуле - 20 групп по 30 чел. в особняке конца 18 века ежедневно! Такая нагрузка не оптимальная, а деструктивная.
Мы пришли к выводу, что все применяемые показатели площади не могут измеряться по техническим паспортам зданий. Необходимо учитывать массу факторов: расположение залов, их неоднородность по площади, наличие витрин, крупных экспонатов, инсталляций и пр. Каждый музей имеет свои особенности, и это должно быть учтено… Рекомендуемые формулы потенциально могут определять только максимально возможный ежедневный поток посетителей, а не оптимальную нагрузку на музей. «Нижней границы» посетителей для музея просто не должно существовать.
Музей – это не досуговое учреждение и не сфера услуг. Закон о Музеях четко определяет нашу миссию: выявление, сохранение, изучение и только потом представление предмета. И зданиям, и экспонатам нужно отдыхать. Они доверены каждому музею государством на бессрочное хранение, и мы обязаны сохранить их для будущих поколений».
Фото: Андрей Егоров