Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Н.П.СМИРНОВ О СЕРГЕЕ ЕСЕНИНЕ. К БИБЛИОГРАФИИ ПОЭТА

11.01.2018

Шлычков Л. А.

Материалы по нашей теме попали в библиографию и наиболее полно зафиксированы в указателе «Русские советские писатели. Поэты. Т. 8»1. Некоторые пункты ее повторены в книге П.Ф.Юшина «Сергей Есенин»2 и в статье А.Н.Захарова «Научная Есениана»3. Библиография эта не полна и не исключает имеющиеся воспоминания Смирнова о Есенине и важные высказывания о творчестве поэта.
Впервые Н.П.Смирнов упоминает имя Есенина в 1919 году в рецензии на книгу А.Мариенгофа «Кондитерская солнца», опубликованной в кинешемской газете «Рабочий и крестьянин» (подпись – Н.С.). В рецензии говорится о том, что имажинисты теперь в моде и собирают под свое знамя многих поэтов. И далее: «К ним пришел, например, Сергей Есенин – в недавнем былом хороший, скромный народный поэт, тепло и задушевно воспевший деревню и мужицкий быт, а в настоящем литературный хулиган, разменявший свое дарование на грошовые мелочи»4.
Быть может, Смирнов следит за Есениным издавна. Косвенным подтверждением того может служить и взвешенный взгляд на раннее творчество Есенина в упомянутой рецензии, и книга поэта в библиотеке Смирнова5, в которую вклеены тексты отсутствующих в ней стихов, переписанные от руки6 и в виде вырезок из дореволюционных журналов7 и газет8.
В бытность свою в «Известиях», Смирнов часто печатает в них литературные обзоры и одновременно активно сотрудничает в журналах «Красная новь» и «Красная нива» в качестве критика, рецензента и очеркиста. Интересно, что в те же годы в этих изданиях часто печатался Есенин. Смирнов встречает поэта в редакциях, наблюдает его на литературных собраниях, вечерах и встречах. Позднее Смирнов сожалел, что не познакомился с поэтом лично, к чему был повод. Однажды Есенин «прислал мне привет и благодарность за высокое упоминание его имени в одной статье (в «Известиях»)»9, – запишет он в дневнике. 
Статья эта – обзор «толстых» журналов, опубликованный в августе 1924 года. Смирнов упоминает в ней о тогдашней литературной молодежи, к которой причисляет и Есенина. «Процесс постепенного отмирания, - перехода в творческую окаменелость старой литературы, – говорит он, – и роста литературы молодой – особенно ярко отражается в поэзии… Перелистайте наши журналы. Здесь вместо листопадной кротости увяданий – буйная, хмельная сила весны, благоуханный яблоневый цвет распускающейся жизни. Молодость живет на земле и творит во славу прекрасной радости. Это блестяще выражено в последних стихах своевольного, шаткого, но лучшего поэта современности – Есенина, посвященных памяти Ширяевца»10
В 1926 году в «Заметках об эмигрантской литературе» Смирнов защищает Есенина от нападок Бунина, объясняя их незнанием классиком творчества поэта11. В следующем году Смирнов пишет предисловие к сборнику частушек родины Есенина. При этом содержание книги он соотносит с творчеством поэта, заключая очерк выводом: «Не утверждая положительно, – все же можно полагать, что на них (частушках. – Л.Ш.) отразилось влияние есенинских песен, как, наоборот, в творчестве великого поэта чувствуются отзвуки песен, распеваемых «под тальянку» на цветущих приокских лугах»12
Имеется высказывание Смирнова о творчестве поэта в период борьбы с так называемой «есенинщиной». В частном письме он замечает: «О Есенине рано судить. Тем более преждевременно осуждать его… Есенин предельно искренен и чрезвычайно талантлив. Это душистый черемуховый куст поэтического слова, и его нельзя не любить. Время очистит и навсегда смоет с него паутину так называемого упадничества. Молодость, свежесть и росистая чистота его поэзии останутся навсегда». Здесь же Смирнов сравнивает Есенина и Бальмонта, отмечая вслед за любимым им Буниным искусственность Бальмонта и заключая словами: «Бальмонт и Есенин несравнимы, как несравнимы бумажный «розан» и наш чудесный русский подснежник»13.
В двадцатые годы по роду службы в качестве сотрудника «Известий» и «Нового мира», участника литературной группы «Перевал» и члена правления Московского Товарищества писателей Смирнов общается с большим кругом писателей, с некоторыми из них завязываются дружеские отношения. В конце 1950-х и в 1960-х годах Смирнов пишет воспоминания о ряде литераторов, и в них иногда встречаются упоминания о Есенине, высказывания о его творчестве14
Лидия Сейфуллина в воспоминаниях Смирнова сравнивает суть поэзии Маяковского и Есенина и называет любимые его стихи15. Однажды Смирнов задавал вопрос Маяковскому об отношении к Есенину. Маяковский ответил: «Есенина я принимаю далеко не целиком, но отношусь к нему как к настоящему поэту, чего не могу сказать о его окружении – Орешине, Клычкове и прочих «самобытниках» (он намеренно произносил эти фамилии с маленькой буквы)». Отмечал также Маяковский у Есенина как наиболее совершенное и сильное «Москву кабацкую»16. В другой раз Смирнов пишет о Маяковском, читающем «Черного человека», при этом присутствует Асеев, высказывающийся о произведении17. Имя Есенина в воспоминаниях Смирнова упоминает М.И.Калинин18
Много внимания уделяется Есенину в неопубликованных воспоминаниях Н.П.Смирнова об А.К.Воронском19. В них поэт описывается в обстановке редакции «Красной нови», дается его портретная зарисовка и психологическая характеристика, упоминается чтение поэтом стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу», говорится об отношении к поэту и его творчеству Воронского и Клычкова. 
В 1964 году Н.П.Смирнов публикует в парижских «Русских новостях» воспоминания о самом Есенине, составившие 250 строк газетного текста20. В них он говорит о прижизненном отношении читающей публики у поэту, об одном из вечеров в Политехническом музее с участием поэта, повторяет сцену чтения стихов в «Красной нови», пытается объяснить трагедию Есенина и дать ее внешние проявления, дает обзор событий дня похорон поэта. Последняя часть воспоминаний была повторена в газете в следующем году21.
В 1966 году в тех же «Русских новостях» Смирнов публикует очерк «На родине Есенина», в который вставляет небольшой фрагмент мемуарного характера, где говорит о том, что поэт пользовался при жизни среди литераторов «чуть ли не всеобщей любовью» и что он был поэт «возможно небывалой лирической силы»22. Позднее Смирнов повторит мемуарную часть очерка в другой публикации23. В этой же газете он помещает воспоминания о Б.Пастернаке, в которых замечает параллель в его поэзии и стихах С.Есенина24. В следующем упоминании имени Есенина в обзоре советской охотничьей литературы за 50 лет отмечается, что он – «Поэт-лирик неотразимой силы» и выделяются его стихи о животных25
Наконец, одно из интереснейших обращений Н.П.Смирнова к творчеству Есенина. В его архиве обнаружена неопубликованная обширная статья-обзор советской поэзии за шесть первых лет, в которой большое внимание уделено поэту26. «Есенин-поэт, заслуживающий серьезнейшего и вдумчивого внимания, – пишет в ней Смирнов. – Не будет преувеличенным отнести его к наиболее талантливым (после Блока) современным русским поэтам».
Таким образом, вновь обнаруженные материалы по нашей теме значительно увеличивают объем написанного Н.П.Смирновым о Сергее Есенине и резко повышают их удельный научный вес.


ПРИМЕЧАНИЯ
1Русские советские писатели. Поэты: Библиографический указатель. Т. 8. – М.: Книга, 1965. С. 108, 127, 137, 167, 171, 204, 212, 213. (Далее – Русские советские писатели). 

2Юшин П.Ф. Сергей Есенин. – Московский университет, 1969. С. 456. 

3Захаров А.Н. Научная Есениана: Предварительные итоги. К 100-летию со дня рождения С.А.Есенина//Библиография. 1995. №1. С. 76. 

4Н.С. Библиография: Анатолий Мариенгоф. «Кондитерская солнца» (поэма). – Книгоиздательство «Имажинисты» при Всероссийском союзе поэтов, 1919//Рабочий и крестьянин. (Кинешма), 1919. №194 (7 сент.).

5Есенин Сергей. Собрание стихотворений. Т. 1. Изд. 3-е. – М, 1927.

6 Между с. 122 и 123 вклейка переписанного от руки стих. «Без шапки с лыковой котомкой», помеченное датой «1911–1912?». Там же. Переписанное от руки стих. «Есть радость под сенью кустов». Пометка: «Газета «Во имя свободы». 1917».

7Между с. 138–139 вписано стих. «В темной роще на зеленых елях». Пометка: «Нива». 1918. №3. Название «Мечта». Из книги «Стихи о любви».

8Между с.294 и 295 вырезка со стих. «Тихий вечер. Вечер синехмурый». Пометка: «Кр. Газета», 27– III – 26». 

9Дневник (Медальоны памяти). Тетр. №5, лист 80 об. Запись 10.10.1969. (Хранился у З.П.Смирновой). 

10Смирнов Ник. Литература и жизнь. (Толстые журналы)//Известия ВЦИК. 1924. №186 (17 авг.). С. 5. 

11Смирнов Ник. На том берегу: Заметки об эмигрантской литературе//Новый мир. 1926. №6. С.149. (Русские советские писатели, с. 108). 

12Смирнов Ник. Предисловие//Частушки родины Есенина – села Константинова. Собрали Е. и А. Есенины. – М.: Современные проблемы. М.А.Столляр. С. 3-6. (Русские советские писатели, с. 167).

13Григорьева Н.А. На озере Имрка//А.С.Новиков-Прибой в воспоминаниях современников. – М.: Сов. писатель, 1980. С. 475–476. 

14Воспоминания опубликованы лишь частично.

15Смирнов Н. Из воспоминаний о Лидии Сейфулиной//Л.Н.Сейфуллина в жизни и творчестве. – Новосибирск, 1957. С. 101. То же. – Новосибирск, 1958. С. 130. То же.//Сейфуллина в воспоминаниях современников. – М.: Сов. Писатель, 1961. С. 158. (Русские советские писатели, с. 212, 213). 

16Дневник (Медальоны памяти). Тетр. № 1, с. 35. Запись 13.01.1968. (Хранился у З.П.Смирновой). 

17Смирнов Ник. Первые годы «Нового мира»// Новый мир. 1964. № 7. С. 190. (Русские советские писатели, с. 127).

18Там же. С. 196. 

19Смирнов Ник. Александр Воронский. Машинопись. С. 15–18. (Хранилась у З.П.Смирновой).

20Смирнов Ник. Двадцатые годы. Есенин. (Из записной книжки)//Русские новости. 1964. №986 (24 апр.). С. 4. 

21Смирнов Ник. У гроба Есенина: Воспоминания// Русские новости. 1965. №1065 (12 нояб.). С. 5. 

22Смирнов Ник. На родине Есенина: Дорожные записи// Русские новости. 1966. №1111 (30 сент.). С. 4.

23Смирнов Ник. По Оке к Есенину //Литературная Россия. 1975. № 39 (26 сент.). С. 10.(Русские советские писатели, с.137). 

24Смирнов Н. О Пастернаке: Размышления и воспоминания. (К 80-летию со дня рождения) //Русские новости. 1970. №1252 (27 февр.). С. 5. – Начало. То же // Там же. 1970. № 1253 (6 марта). С. 4. – Окончание. 

25 Смирнов Н. Охотничья проза и поэзия за 50 лет// Охотничьи просторы. – М., 1967. Кн. 25. С. 37, 40, 41. (Русские советские писатели, с.137). 

26 Советская поэзия за шесть лет (?) Гранки. Л. 252–264. (Хранились у З.П.Смирновой).

Следите за новостями в соцсетях: