Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

«РУССКИЙ РАЙ» КИСТИ ВЛАДИМИРА СЕРЕБРОВСКОГО/ «ПРИВОЛЖСКАЯ НОВЬ» ОТ 11 ИЮНЯ 2015 Г.

30.12.2016

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник — уникальный комплекс, объединивший экспозиции Дома-музея И. Левитана, народного и декоративно-прикладного искусства, музейно-выставочного комплекса «Присутственные места», Музея пейзажа с архитектурными и природными памятниками Плеса. Один из самых молодых российских музеев, Плесский музей-заповедник, располагает значительной по объему и художественным достоинствам коллекцией русской живописи второй половины XIX века, а один из самых маленьких российских городов, Плес, по праву можно назвать визитной карточкой всей России. Здесь большие иностранные делегации, первые люди государства, высокопоставленные дачники, министры и кинозвезды.

Выставка театрального художника Владимира Серебровского, с успехом прошедшая в залах единственного в мире Музея пейзажа c 30 мая по 27 июня 2015 года, совпала с проведением IX Международного кинофестиваля им. Андрея Тарковского «Зеркало». И фестиваль, и выставка «Очарованье русского пейзажа» явились культурными доминантами первого летнего месяца в Плесе. Организаторами выставки Серебровского являются московская художественная галерея Вересов (Veresov Gallery) и Плесский музей-заповедник. Галерея Вересов, основанная в 2011 году, представляет творчество российских художников Бориса Мессерера, Владимира Серебровского, Натальи Нестеровой, Татьяны Назаренко, Валерия Архипова, Мити Тугаринова, Сергея Алимова. Приоритетное направление деятельности галереи — продвижение российского классического современного искусства. Музей пейзажа, существующий с 1997 года, это не просто музей в известном смысле этого слова, скорее — современная выставочная площадка, принимающая в своих залах ведущих живописцев России, это творческая мастерская, позволяющая прикоснуться душой к сокровищам, собранным в музее, оценить красоту и гармоничность слияния пейзажей в картинах с живыми пейзажами города. Можно сказать, что само существование Музея пейзажа и галереи Вересов уже способствует созданию благоприятных условий для развития отечественной художественной культуры.

Первым совместным музейно-просветительским проектом галереи Вересов и Плесского музея-заповедника явилась выставка театрального художника МХАТ им. Горького Владимира Глебовича Серебровского, названная «Очарованье русского пейзажа». Это строки из стихотворения Н. Заболоцкого «Вечер на Оке»: «В очарованье русского пейзажа/Есть подлинная радость, но она/Открыта не для каждого и даже/Не каждому художнику видна». С поэтом согласятся многие — выставочные залы современных галерей и даже классических музеев наводнил «мусор», а истинное искусство приходится еще поискать (и это касается не только живописи, но и театра, и кино, и литературы). Не случайным местом проведения выставки В. Серебровского оказался Плес — негласная столица российского пейзажа. Художник В. Серебровский — наследник лучших традиций пейзажной живописи. Всего 45 работ было представлено в экспозиции, это число может показаться небольшим, в сравнении с объемом, например, ежегодного фестиваля современной пейзажной живописи «Зеленый шум», проводимого тут же, в залах Музея пейзажа, где одновременно демонстрируется свыше ста произведений. Но в данном случае экспозиционеры предпочли качество количеству, и здесь были представлены только шедевры, а «шедевров не может быть много», как сказала однажды гл. хранитель ГТГ Е. Селезнева. Выставка заняла анфиладу I этажа музея — три уютных камерных зала и длинный коридор. Белый фон стен и теплый свет позволили в полной мере подчеркнуть неповторимость пейзажей, по-особому выделить прелесть картин.

Создание и монтаж экспозиции были осуществлены в невероятно короткие сроки — за три с половиной часа. Но еще при распаковке произведений экспозиционеру стало понятно, что картины Серебровского оказались в «своей» среде, они идеально вписались в окружающую атмосферу Плеса и «живых» пейзажей за окнами музея. Символично, что первой картиной, которая была извлечена из упаковки, стал пейзаж «Березовый ситец», в ней многие вдруг узнавали Плес, и именно эту работу в дар музею-заповеднику передал художник.

Церемония открытия выставки прошла в залах, заполненных отдыхающими городских пансионатов, а через неделю здесь побывали участники международного кинофестиваля «Зеркало», среди которых были А. Сокуров, П. Лунгин, М. Миронова, А. Плахов, В. Полозкова, Л. Каневский. Несмотря на короткий срок работы выставки — всего месяц — число посетителей приблизилось к семиста. Выставка В. Серебровского для гостей Плеса, участников кинофестиваля, туристов и отдыхающих стала приятной возможностью познакомиться с истинной русской живописной культурой, которая таит огромный потенциал и открывает яркие творческие личности, гордость современного изобразительного искусства.

О прошедшей выставке было немало упоминаний во всех федеральных и региональных СМИ, единогласно сошедшихся во мнении, что картины В. Серебровского явились украшением живописного Плеса, а главный художник МХАТа им. М. Горького Владимир Серебровский, оформивший несчетное количество театральных постановок, в представленных на выставке полотнах раскрылся как живописец. Очевидным стало и пересечение с творчеством Леона Бакста и Александра Бенуа, с фильмами Андрея Тарковского, символично, что выставка была организована в родных для режиссера местах и совпала с днями проведения кинофестиваля «Зеркало» им. Андрея Тарковского. Книга отзывов выставки полнилась добрыми пожеланиями художнику, благодарностями и предложениями о новых выставках (Ивановский областной художественный музей).

Первый совместный проект галереи Вересов и Плесского музея-заповедника оказался весьма успешным, возможно потому, что оба партнера преследовали общие цели — поддержка классического живописного искусства, обеспечение возможности знакомства с лучшими его образцами как можно большему числу зрителей, популяризация произведений современного изобразительного искусства, в конечном итоге, содействие процессу развития пейзажной живописи России.

10 июня 2015 года премьер Д.А. Медведев, большой друг Плеса и музея-заповедника, призвал музеи и галереи к сотрудничеству для популяризации культуры (РИА-новости): «Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости популяризации культурного наследия, в том числе за счет сотрудничества государственных и частных музеев. «Очевидно, что пока этот потенциал недооценен. Я думаю, что значительная часть наших людей до сих пор считает, что у нас только государственные музеи в стране. Это совсем уже давно не так. Поэтому нужно заниматься их популяризацией, всего нашего культурного наследия, включая то, которое хранится в частных музеях», — сказал Медведев на встрече с представителями частных музеев в среду. Он отметил, что это сопряжено и с развитием туризма в РФ. По его словам, музеи и галереи порой не только привлекают людей, но и формируют культурную среду, создают целые туристические маршруты. Кроме того, Медведев отметил и необходимость развития механизмов сотрудничества с частными музеями. «Надо и нам создавать подобные механизмы, приспосабливать механизмы, которые мы в настоящий момент имеем, тем более, что поддержка культуры должна быть общим делом и государства, и общественных структур, и бизнеса и отдельных людей», — сказал Медведев». Символичное совпадение — этот призыв к объединению от премьер-министра и начало сотрудничества галереи Вересов и Плесского музея-заповедника, отмеченное прекрасной выставкой В. Серебровского.

Следите за новостями в соцсетях: