Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Подарок И.И. Левитана «милой деточке Анюрке»

04.01.2017

Данилова В.П., Зав.отделом музея пейзажа

В книге С.А. Пророковой «Левитан» рассказывается о подарке маленькой девочке: «В декабре 1896 года дочке Трояновских исполнилось десять лет. Отец зашел к Левитану в мастерскую, просил его непременно быть на торжестве. Художник захотел подарить девочке какой-нибудь этюд. Долго пересматривал холсты.

- Это все слишком мрачное для подарка такой юной особе, - сокрушался художник. Но один холст показался ему достаточно радостным. Это был пейзаж с цветущими яблонями. Автор сделал на нем такую надпись: «Милой деточке Анюрке старый хрыч И. Левитан. 1896». Подарку были в доме очень рады, особенно сама именинница. Она уже начинала рисовать, и художник похваливал ее детские рисунки. Потом она стала художницей, училась у Серова в Училище живописи».1

А.А. Федоров-Давыдов в книге «И.И. Левитан. Жизнь и творчество» пишет о том, что «понравился Левитану мотив цветущих деревьев еще во время его первой поездки на юг».2 В то время Исаак Ильич пытался передать обаяние нежного цветения, «облачную» дымку розового цвета веточек и кустов. К 1896 году у художника развивается лирическое понимание природы и новая живописная манера. «Теперь во всеоружии своего живописного мастерства он с той же поэтичностью образа, но уже гораздо вещественнее и материальнее передает это благоухающее весеннее цветение в ряде работ «Цветущие яблони». Мы знаем о пяти, из которых три, к счастью, дошли до нас в оригиналах».3

В Плёсском музее-заповеднике ведется каталог работ художника. Картин и этюдов И.И. Левитана с названием «Цветущие яблони» в нем шесть, включая тот, который имеет дарственную надпись. Картина "Цветущие яблони" - один из вариантов этой темы имеется в музее И.И. Левитана.4 Она была передана Плесскому музею-заповеднику из фондов Государственного Русского музея. Задачей моего исследования стала история жизни этой девочки - Анны Ивановны Трояновской и, конечно, ее родителей.

Родилась А.И. Трояновская в Москве 20 ноября 1885 года, единственный ребенок в семье. Отец - Иван Иванович Трояновский (1855-1928) был терапевтом и хирургом Московской городской рабочей больницы, ботаником, общественным деятелем, коллекционером живописи, другом художников и артистов. Мать – Анна Петровна Трояновская (Обнинская) (1862-1920) - занималась домом. О своих родителях Анна Ивановна напишет в шутливой форме в январе 1941 года в альбоме Сергея Николаевича Дурылина (1886–1954) - археолога, этнографа, писателя, историка литературы, искусствоведа: «А.П. Трояновская, хотя и училась петь в консерватории, пела редко. Она любила аккомпанировать и за доктора Трояновского вышла, главным образом потому, что он пел тенором. Вот это пение, очень громкое и не всегда верное, рояль сопровождал в течение более чем 30 лет. Музыка была, главным образом, русских авторов. Частью она помещалась рядом с роялем на полках, частью приносилась из магазина Мейкова на Кузнецком, где семейство Трояновских было абонировано. Кроме полки с нотами, рояль окружали картины в порядке следующей эволюции: сначала Киселев, Волков, Дубовской; потом Поленов, Нестеров, Левитан. Этот последний чаще других сидел у рояля рядом с Анной Петровной и слушал музыку. Был один романс Грига, «Как солнца луч», бесконечно печальный, который Ивану Ивановичу приходилось повторять для него по 3 раза подряд».5

Иван Иванович Трояновский был широко известен в среде московской творческой интеллигенции как страстный любитель искусства, собиратель картин выдающихся русских художников. В 1880-х годах доктор приобрел свою первую картину, точнее, этюд к картине В.Д. Поленова "Больная" – может быть из-за того, что его взволновала столь верная и глубокая передача такого знакомого ему сюжета. Эта картина положила начало великолепной коллекции, которую он собирал на протяжении всей жизни. Впоследствии врачебная практика сблизила Ивана Ивановича и с другими видными деятелями нашей культуры: А.П. Чеховым, Ф.И. Шаляпиным, И.Э. Грабарем, Н.К. Метнером, С.В. Рахманиновым - этот перечень можно продолжать еще долго. Он был лечащим врачом и близким другом В.А. Серова и И.И. Левитана. У обоих в самом расцвете сил стала развиваться тяжелая болезнь сердца. Со многими из них Трояновские дружили семьями, и их скромная московская квартира часто бывала местом встреч служителей искусства. Современники отзывались об Иване Ивановиче и Анне Петровне как об очень гостеприимных и радушных людях, в доме которых всегда ощущался какой-то особенный уют. Сначала они жили в домике на стрелке между Большой и Малой Молчановкой, затем снимали квартиру в Скатертном переулке на Арбате. В начале века в коллекции И.И. Трояновского насчитывалось более двухсот произведений русской живописи и графики, в том числе работы В.Серова, И.Репина, И.Левитана, М.Врубеля, К.Коровина, И.Грабаря и многих менее известных, но ярких и оригинальных художников. Пополнение коллекции требовало немалых затрат, но иногда близкие и знакомые Ивана Ивановича просто дарили ему свои работы.

Кроме московской квартиры семья Трояновских имела в Калужской губернии усадьбу «Бугры». Она была построена на землях имения Белкино для дочери П.Н. Обнинского - Анны Петровны. Усадьба больше напоминала роскошную загородную дачу. Земли включали в себя обширные участки леса и лугов в холмистой местности. Большой бревенчатый дом, одноэтажный с мезонином был поставлен на вершине холма среди соснового леса. Вот там Трояновский страстно предавался другому увлечению - садоводству. Проживая в Буграх, Иван Иванович охотно занимался лечением крестьян из окрестных деревень. Больницы в ближайшей округе не было, а необходимость в медицинской помощи ощущалась очень остро. При этом врач никогда не брал никакой платы. Крестьяне относились к доброму доктору с огромным уважением и охотно шли на прием в усадьбу. Нередко ему приходилось ехать на дом к тяжелым больным, случались и сложные операции.

В этой необыкновенной среде росла у Трояновских дочь, названная в честь матери Анной. Анюрка росла очень бойким и даровитым ребенком, она обладала блестящими способностями и в рисовании, и в музыке. В юности она училась в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в классе у великого В. Серова (в качестве вольнослушательницы). Затем отправилась в Париж, совершенствовать свое мастерство у самого Матисса. Накануне Первой мировой войны она серьезно занималась пением в Милане, собираясь стать оперной певицей, и добилась заметных успехов, но вскоре бросила эту затею. Анна не могла сконцентрироваться на каком-то определенном занятии и тем более не желала ограничивать себя рамками одной профессии, предпочитая менять вид деятельности в зависимости от настроения и желания. Всю жизнь она отличалась экстравагантностью, была очень импульсивной. Не случайно ее любимым произведением искусства, по воспоминаниям ее ученика В. Почиталова, стала Ника Самофракийская. Эта безудержная порывистость (при символическом отсутствии сдерживающего начала) была характерна для Анны с юных лет и с годами только усиливалась. Поэтому законченного образования она так и не получила.

После революции в Москве происходит уплотнение жилья. Так поступают с квартирой Трояновских, но усадьба Бугры избежала национализации и была тихим убежищем для семьи и многих друзей Трояновских. Туда в начале лета 1919 года Анна Ивановна Трояновская пригласила пожить Николая Карловича Метнера с женой Анной Михайловной. Выдающемуся композитору и пианисту фактически некуда было деваться, поскольку квартиру в Москве у него отняли. Пребывание в Буграх затянулось почти на два года.

В начале 1920 года умерла А.П. Трояновская. Летом этого же года Анна Ивановна переехала на постоянное проживание в Бугры и к ней стали приезжать гости из Москвы. Особенно часто бывала ее подруга, художница Наталья Сапожникова, и любимый ученик Н. Метнера по консерватории П. Васильев. Изредка наведывался Иван Иванович, связанный своей врачебной деятельностью в столице. А.И. Трояновская преподавала живопись в колонии «Бодрая жизнь», водила ребят на этюды по окрестностям, а с самыми способными учениками, в числе которых был будущий художник Василий Почиталов, занималась и в Буграх.

28 ноября 1928 года Иван Иванович умер в своем доме в Буграх. Похоронен он у церкви Бориса и Глеба, с южной стороны. В узорчатой ограде на могиле лежит большая плита черного мрамора с простой надписью: «Доктор Иван Иванович Трояновский. 1855—1928».

Бывшую усадьбу Бугры, которая теперь считалась дачей, унаследовала Анна Ивановна Трояновская. Но денег не хватало, все труднее становилось одной содержать фамильное гнездо. Замуж она, слишком своенравная и вольнолюбивая, выходить так и не стала. Постепенно пришлось распродать всю коллекцию картин отца, при этом наиболее ценные полотна Анна Ивановна безвозмездно передала в Третьяковскую галерею. В 1932 году она продает Бугры своему давнему знакомому П.П. Кончаловскому. За собой Анна Ивановна оставила маленький флигель с верандой в глубине сада. Здесь она по-прежнему проводила лето и даже принимала своих друзей из Москвы, в том числе видного художника P.P. Фалька, бывшего члена «Бубнового валета», и молодого композитора Ю.С. Бирюкова. Юрий Бирюков и купил у нее этот флигель в 1946 году. Затем квартиру Трояновских в Скатертном переулке превратили в типичную коммуналку, и у Анны Ивановны осталась лишь одна комната, прежде служившая ее отцу приемным кабинетом. Она спала теперь на той же узкой кушетке, где доктор Трояновский осматривал своих пациентов. Анна Ивановна не стала поступать на постоянную службу. По инициативе С.Т. Шацкого, возглавлявшего в то время Московскую консерваторию, она начала давать студенткам частные уроки и даже издала учебное пособие «100 вокальных упражнений».6 В ней был развит не только дар певицы, но и большой талант художника - графика. Уже после войны Трояновская была принята в Союз художников СССР, что давало возможность участия в выставках и получения заказов от государства.

«Анна Ивановна Трояновская — моя большая приятельница, у которой я провел много часов моей жизни, я у нее занимался, я у нее пробовал писать пастелью... Истинная москвичка, приятельница дома Шаляпиных, Станиславских»7 - эти строчки принадлежат выдающемуся пианисту XX века Святославу Теофиловичу Рихтеру. «Анна Ивановна жила на первом этаже старого дома близ Никитских ворот. Она жила в той же квартире, где и родилась в 1885 году. До революции вся квартира в одиннадцать комнат принадлежала её отцу, доктору Трояновскому. Теперь же здесь теснились одиннадцать семей».8 А.И. Трояновская будет опекать С.Т. Рихтера. Осенью 1941 года, после ареста и отправки в Свердловск как этнического немца учителя Рихтера Генриха Нейгауза (самого Рихтера, тоже как этнического немца, спасла от ареста случайность), Рихтер стал жить у родственников Нейгауза, а занимался на рояле в коммунальной квартире Анны Трояновской. Анна Ивановна дружила с Метнером. Уезжая навсегда из России, он оставил ей свой рояль. Именно на этом рояле более тридцати лет по десять-двенадцать часов подряд занимался Рихтер: вначале - потому, что был попросту бездомен, позже – потому, что в высшей степени дорожил не только дружбой Анны Ивановны, но и ее мнением о его игре. Это был дом, где он чувствовал себя защищенным от любых вторжений.

Своим покровительством Рихтеру А.И. Трояновская, которая была старше его на 30 лет, вызывала множество насмешек, как в начале знакомства с ним, так и в конце своей жизни. А. Кончаловский, ребёнком видевший Анну Ивановну в Буграх, спустя несколько десятилетий вспоминал о ней: «У Городецкого жил молодой Рихтер, высокий, рыжий, загорелый. С ним часто приходила его сумасшедшая поклонница, боготворившая его, создававшая ему атмосферу творчества, - Анна Ивановна, дочь художника Трояновского, у которого дед и купил дом в Буграх. У неё были длинные юбки до пола, какие носили до революции. Дядя Миша, подмаргивая, говорил, что это затем, чтобы скрыть хвост, подозревая её в чертовщине».9

Анна Ивановна Трояновская умерла в возрасте 92 лет. До самой смерти она преподавала музыку, вокальное пение. Ученики отмечали, что Анна Ивановна была строга, непреклонна, требовательна, своенравна, и общаться с ней было непросто. Но она всех поражала необыкновенной энергией, ясностью ума и глубокими знаниями. Дружбой с ней дорожили многие известные люди: музыканты, поэты, художники. Живописные и графические работы А.И. Трояновской хранятся в музеях России.


Источники и литература:

1 Пророкова С.П., Левитан. 2010 год, гл. 3, стр.7 (Исаак Левитан isaak-levitan.ru) 
2 Фёдоров-Давыдов А. А., И.И. Левитан. Жизнь и творчество. М. «Искусство» 1966 г., стр.219 
3 Фёдоров-Давыдов А. А. И.И. Левитан. Жизнь и творчество. М. «Искусство» 1966 г., стр.220 
4 Картина «Цветущие яблони», середина 1890-х. холст, масло. 36 x 48. Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. 
5 РГАЛИ, Ф.2980. Оп.2. Ед.хр.276 
6 Трояновская А.И. «100 вокальных упражнений», М., 1934 
7 Терехов Д. Рихтер и его время. Записки художника. Неоконченная биография. М., Согласие, 2002. стр.408 
8 Терехов Д. Рихтер и его время. Записки художника. Неоконченная биография. М., Согласие, 2002. стр.409 
9 «Обнинск: история города и края с давнейших времен до наших дней», Калининград, 2002, с. 94-95.

stat-42-01.jpg

Цветущие яблони. 1896
Холст, масло, 36 x 48 см
Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Ивановская обл.

stat-42-02.jpg

Цветущие яблони. 1896
Этюд для одноименной картины (1896, ГТГ)
Бумага на картоне, масло. 17 x 26 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

stat-42-03.jpg

Цветущие яблони. 1896
Холст, масло, тушь, перо. 37 x 50 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва 

stat-42-04.jpg

Цветущие яблони. 1896
Этюд
Бумага на картоне, масло. 18 x 25 см
Частное собрание 

stat-42-05.jpg

Цветущие яблони. 1896
Холст, масло. 17 x 24 см
Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

stat-42-06.jpg

Ветка цветущей яблони. Середина 1890-х
Бумага, масло. 10 x 16 см
Частное собрание 


Следите за новостями в соцсетях: