Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

"Салонная красота" академика живописи И.Е. Крачковского.

22.01.2018

Данилова В.П., Зав.отделом музея пейзажа

Крачковский И.Е. Ай-Петри. Плёсский музей-заповедник.jpg В центральном зале анфилады постоянной экспозиции Музея пейзажа у работы "Ай-Петри" Иосифа Евстафьевича Крачковского всегда оживленно. Посетителей впечатляет академический пейзаж, передающий тихую живописность  гор. Люди называют такой умиротворяющий вид отдыхом для глаз и поясняют, что неброская красота природы завораживает и наполняет их души радостью и трепетом. Такие же восторженные отзывы о творчестве художника можно найти в журнале «Нива» за 1902 год, когда в Петербурге проходила первая персональная выставка художника. «Пейзажи Крачковского… отличаются особою нежностью тонов, мягкостью воздушной дымки, овевающей даль, и силою непосредственного настроения!" - писал о нем искусствовед В.А. Никольский.[i] 

С
овременники И.Е. Крачковского считали придворным художником. В своем творчестве живописец следовал традициям позднего академизма и не без оттенка "салонности". Он много писал по заказам царствующих особ, воспевал декоративное садовое убранство цветущих царских дач. Кроме этого, его красивые и уравновешенные пейзажи любили покупать дворяне для украшения своих залов. " Его страстная любовь к природе, благоговейное отношение к мельчайшим деталям объясняют многое в его творчестве. В своих картинах Крачковский часто отдавал предпочтение портретности в пейзаже, считая, что лучше природы не придумаешь, что случайности распределения масс зелени, облаков, красочных пятен так божественно прекрасны, что дай Бог, чтобы хватило сил хоть немного приблизиться к ним", — писал Н. Беккер, близкий родственник и ученик И.Е. Крачковского.[ii]
Иосиф Евстафьевич Крачковский (1854 - 1914) родился в Варшаве, происходил из семьи мещан. С ранних лет проявил интерес к живописи и музыке. По окончании петербургской гимназии несколько лет учился в консерватории. Но любовь к живописи оказалась сильней, и с 1871 года И.Е. Крачковский начал посещать Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве вольноприходящего ученика, где главным его наставником был профессор пейзажной живописи барон М.К. Клодт. В 1880 году Иосиф Евстафьевич был отправлен за границу на четыре года в качестве пенсионера Академии для дальнейшего совершенствования мастерства. В 1884 году Иосиф Евстафьевич возвратился в Петербург и был удостоен звания академика за работы, исполненные во время заграничной поездки. В России И.Е. Крачковский часто ездил в Малороссию и на Волгу, где писал многочисленные этюды. В эти годы художник активно участвовал в академических выставках, был замечен и любим публикой, его творчество выделяли критики.
Начиная с 1890-х годов художник-пейзажист плодотворно трудился на славу Южного берега Крыма и это стало переломным моментом в его творчестве.  Он работал в Массандре, Ореанде, Ливадии. Для большей привлекательности картин писал, как правило, цветущий Крым. Много работал по заказам. Известно, что у княжеской семьи Юсуповых сложился круг живописцев, которым оказывалось особое внимание, покровительство. В него входил и Иосиф Евстафиевич Крачковсковский. Юсуповы познакомились с художником в 1895 году, когда он только начал приобретать известность.[iii] С этого времени художник регулярно встречался с Юсуповыми. В 1896 году во время торжеств по случаю коронации Николая II в Архангельском давали бал во дворце, спектакль в театре, завершал праздник фейерверк. Программу представления «Архангельское 1 июня 1896 года»,[iv] включавшего концерт и оперу «Лалла-Рук» в исполнении артистов итальянской оперы при участии солистов А. Мазини и С. Арнольдсон, оформил И.Е. Крачковский, изобразивший фасад театра и вензель императора «Н А II». Юсуповы, оказывая покровительство художнику, ввели его в придворные круги, что обеспечило ему многочисленные заказы, прежде всего на входившие в моду южные пейзажи, с видами Крыма, Кавказа, юга Франции, создавшие ему славу. В 1902 году состоялась первая персональная выставка И.Е. Крачковского[v], которую посетили члены императорской семьи. Николай II приобрел две работы мастера ("Весна в Крыму" и "Осенний вечер в Массандре"). Затем с успехом прошли выставки художника в Париже в 1908 году и в Ницце в 1908 и 1909 годах. Сами Юсуповы имели несколько его крымских пейзажей. Например, в описи картин дворца-музея на Мойке от 1924 года перечислено пять картин И.Е. Крачковского: «Кореиз», «Вид в Кореизе» (1896), «Горы на южном берегу Крыма», «Горный пейзаж зимою» (1897), «Крым. Горный пейзаж» (1898)[vi]. Они напоминали о любимых имениях Кореиз и Коккоз, где семья обычно проводила осенние месяцы.  А завораживающий вид на гору Ай-Петри был одним из излюбленных у семьи. Дело в том, что в столовой дворца в Кореизе было большое окно с прекрасным видом на гору Святого Петра (Ай-Петри). И однажды, как вспоминает Ф.Ф. Юсупов (младший), этот вид и даже саму гору Ай-Петри отец подарил матери в день ее рожденья. "Отцовские фантазии принимали порой самую причудливую форму. Как сейчас, помню матушкино удивленье, когда отец подарил ей на день рожденье гору Ай-Петри, что высится на южном берегу - лысую, скалистую, самую высокую на полуострове".[vii] Картина И.Е. Крачковского "Ай-Петри" из Музея пейзажа является одним из подготовительных этюдов  к картине, которая писалась на заказ для Юсуповых. Этот факт подтверждается тем, что на  обороте картины имеется надпись черными чернилами самого автора:" Эскизъ большой картины "Ай-Петри", собрание Ф.Ф. Юсупова". В настоящее время известны три работы с похожими видами.[viii]
Кроме этого, этюд "Ай-Петри" И.Е. Крачковского является подарком к 35-летию актеру театра Павлу Васильевичу Самойлову. Об этом свидетельствует надпись слева внизу работы: "Дорогому другу П.В. Самойлову от И.Е. Крачковского". Павел Васильевич Самойлов (1866—1931) - русский актёр, родился в театральной семье, который с юности обладал несомненными художественными задатками: талантливо, не зная нот, импровизировал на рояле, хорошо рисовал, преимущественно пейзажи. Известный живописец И. И. Бродский рассказывал: «Мы вместе писали этюды, он старался смотреть, как я работаю, и прилежно учился у меня».[ix] И в зрелые годы Самойлов не оставлял занятия живописью, постоянно выставлялся в тех городах, где гастролировал. Есть воспоминания действительного статского советника, предводителя дворян в Петербургской губернии В. П. Маркова, который писал, что более десяти лет Павел Самойлов проводил с семьей лето в его усадьбе Александровка на берегу оз. Долгое (рядом с дер. Надино Тосненского р-на). П.В. Самойловым были написаны этюды в окрестностях имения Александровка, которые показывались на выставке Общества Петербургских художников, членом-учредителем которого являлся И.Е. Крачковский.[x]
Возможно, дружба И.Е. Крачковского и П.В. Самойлова началась с 1888 года, когда Иосиф Евстафьевич преподавал молодому П.В. Самойлову в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Молодой актер позировал художнику. В Санкт-Петербурге в музее актеров Самойловых хранится работа И.Е. Крачковского "Портрет Павла Самойлова в юности".[xi]  Фотография с этой картины была опубликована в  журнале "Нива" № 34 в 1911 году, когда проходила выставка картин "Товарищества художников" в Санкт-Петербурге.[xii]  Художник показывает актера П.В. Самойлова в роли Гамлета. Имеется фотография того времени, которая показывает тот же образ актера.[xiii] Художник и актер могли встречаться при подготовке театральных постановок. В конце XIX века в Павловске, дачной местности под Петербургом, летом действовал театр, где выступал П.В. Самойлов и работал И.Е. Крачковский.
И.Е. Крачковский много путешествовал по городам Франции, Германии, Италии, Испании, Швейцарии. За это время создал большое количество натурных этюдов, написанных под влиянием французских художников. В России излюбленной темой художника стали виды Москвы и Петербурга. Но значительную часть наследия мастера составляют южные пейзажи Крыма. Иосиф Евстафьевич навсегда остался поклонником крымской весны и цветущих деревьев. Поэтому приятно сознавать, что в Музее пейзажа находится работа, созданная в самый значимый период  в творчестве художника.


[i] Из статьи "Художники в Ялте." https://www.1-yalta.com/yalta-risunok.html
[ii] Из статьи "Художники в Ялте." https://www.1-yalta.com/yalta-risunok.html
[iii]РГАДА. Ф. 1290. Оп. 2. Ед. хр. 4530  Книга для записи визитов к Юсуповым. 1893–1898.
[iv] Архивы ГМУА, "Программа представления "Архангельское 1 июня 1896 года"
[v] Журнал "Нива", 1902 год https://sites.google.com/site/zurnalysssr/rossia/niva/-niva-za-1902-god
[vi] ЦГАЛИ СПб. Ф. 253. Оп. 1. Ед. хр. 7. № 86 – Крачковский. Вид в Кореизе. Х. 43х32. Справа в углу подпись: Крачковский 1896. № 130 Крачковский. Кореиз. Дер. 35х22. Слева в углу подпись. № 133  Крачковский. Горы на южном берегу Крыма. Дер. 33х23,5. Подписи нет. № 419 Крачковский. Крым. Горный пейзаж. Х. 53х71. Справа внизу подпись: J. Крачковский. 1898. № 426 Крачковский. Горный пейзаж зимою. Х. 168х95. Справа внизу подпись: И. Крачковский Крым 1897. Современное местонахождение картин неизвестно
[vii] Феликс Юсупов "Князь Феликс Юсупов. Мемуары" http://e-libra.su/read/147517-knyaz-feliks-yusupov.-memuary.html
[viii] Фото картин
[ix] Бродский И. Мой творческий путь. — Л.—М.: Искусство, 1940, с. 16.
[x] Земля Тосненская : история и современность. – Санкт–Петербург : Лики России, 2006. – С. 87. 
[xi] Картина И.Е. Крачковского "Портрет Павла Самойлова в юности" Музей Самойловых, С-Петербург
[xii] Фото страницы из журнала "Нива", 1911 год, № 34 http://www.vnikitskom.ru/antique/auction/34/?page=4
[xiii] Фото актера П.В. Самойлова в роли Гамлета
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B9%D0%BB%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D...

Следите за новостями в соцсетях: