Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Трансформация пейзажа в Музее пейзажа

30.01.2017

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

1.jpg

Новиков А.И.

Еще жива Русь,к.м. 1978 г.

7 июля 2016 года в залах Музея пейзажа открылась выставка живописи Алексея и Игоря Новиковых «Трансформация пейзажа», уже вызвавшая большой резонанс и неоднозначные отзывы посетителей музея.

Алексей Иванович Новиков – Академик Российской Академии Художеств, награжденный золотой медалью, изначально желал скромно представить себя тридцатью картинами, но по причине того, что художник не смог определиться с окончательным списком произведений, решил отдать на выставку почти все, что оказалось в доступности. В итоге, в четырех залах музея сложилась превосходная экспозиция, составленная из пятидесяти работ, созданных в период с 1971 по 2016 гг. Ретроспективный показ позволяет составить полное представление о безоговорочном таланте мастера.
Алексей Новиков родом из Орловской губернии, в молодости был подводником, матросом на Северном флоте, он Ветеран Великой Отечественной войны и просто интересный человек, рассказы которого можно слушать бесконечно, что ни фраза, то мудрость – сейчас ему уже 86, но художник бодр, активен, на открытие выставки в Плес он приехал из Москвы, где сейчас живет и работает.
Что касается картин Алексея Новикова – это полноценные истории, рассказанные на понятном и простом языке, как может показаться на первый взгляд, минимумом художественных средств, но это лишь на первый и непосвященный взгляд. В каждой картине рассказ об определенной деревне или городке: Телешово, Паршино, Городец, Зарайск, Гороховец, Кошелёво, Саблино, Крутой верх; о жителях: бабы с граблями, мужики в ушанках и валенках, футболисты, гармонисты; домики, колокольни церквей; добродушные полумифические животные – козы, коровы, лошади и рыбы – все это населяет пространство картин.
Новиков – гениальный колорист. Приглядитесь к его работам – несколько основных цветов, поделенных черным на образы, вот так художник «лепит» форму. Как часто можно услышать перешептывающихся или даже в голос восклицающих зрителей: «Я тоже так могу!». Присутствовавшие на торжественном открытии выставки стали сетовать на то, что специалисты: искусствоведы и художники, - убеждали зрителей быть внимательнее с подобным искусством, объясняли, что искусство не ограничивается одним реалистическим направлением, все призывы открыться новому, увы, прошли впустую. Выставка показала, что большинство посетителей совершенно не готовы открыться новому. Ни художники, ни устроители выставки не призывают полюбить искусство Новиковых и украсить свои гостиные их картинами. Задача музея – просвещать, знакомить со множеством направлений искусства, с разными именами. Музей пейзажа в этом отношении – один из самых передовых, здесь проходит огромное количество самых разнообразных выставок, из которых каждый может выбрать что-то по душе и лично для себя.
Об искусстве можно и нужно говорить не однобоко, оно развивается, претерпевает изменения, и с этим не поспоришь. Когда-то главенствовал романтизм, отдавший первенство реализму, тот импрессионизму, в веке двадцатом мы наблюдаем соцреализм, а потом все границы пали, благодаря чему появились новые течения и необычные картины, типа «Черного квадрата». Опять же для кого необычные? – для тех, кто привык видеть полотна Сурикова и Шишкина. Невозможно рассматривать искусство в отрыве от эпохи, в которой оно зародилось.

2.jpg 
Новиков И.А.
Без названия. х.,м. 2016 г.

Игорь Новиков, наделавший много шума своими работами, представленными в отдельном выставочном зале Музея пейзажа, начал серьезно писать в невероятную эпоху девяностых. Рушился мир, десятилетиями устоявшийся, ограниченный разнообразными рамками. Перестройка перевернула все привычное в жизни буквально каждого из тех, кто недавно еще был советским гражданином. Вспомните питерское рок-движение и Виктора Цоя, «акына перестройки», с его призывом «Мы ждем перемен!». Эти перемены пришли во все сферы жизни, в том числе в искусство, породив множество стилей, один из которых нонконформизм. Вот как его определяет этот термин специализированный словарь: «Нонконформизм - это стиль художника, скульптора, писателя, деятеля искусств придерживаться только своих взглядов и установок, которые противоречат установившимся в обществе и в данной среде мнениям и взглядам. То есть, нонконформизм идёт вразрез с существующими жанрами, стилями, методами, способами, вкусами, предпочтениями, которые являются наиболее популярными в обществе данного времени. Нонконформизм можно даже назвать своего рода революцией одного человека или группы людей против установившегося в искусстве главенствующего стиля. Также нонконформизм можно назвать стремлением художника быть не как все, неприятием популярных правил и законов, инакомыслием, протестом, который возводится в самостоятельный жанр. Нонконформизм в искусстве всегда является явлением положительным, хоть некоторые и считают многие его проявления негативным влиянием, иногда даже влиянием разлагающим великое наследие. Художники, которые активно продвигают новые точки зрения, вносят новые веяния во всё искусство, не дают ему застояться, окружить себя стенами, зайти в тупик. Нонконформизм это, своего рода, постоянный поиск новых путей развития. Если конформисты всегда пытаются быть как все, быть одобренными обществом, ищут поддержки у большинства и работают для всех, то конформисты с приставкой "нон" пытаются выйти за рамки принятых норм изображения, подачи, поведения и даже морали. В результате этого, у нонконформистов зачастую бывает больше противников, чем друзей, больше врагов, чем соратников. Иногда нонконформисты работают в одиночку или в числе небольшой группы людей. Однако, как бы то ни было, практически всё, что есть в современном искусстве некогда было нонконформизмом, революцией, которая осуждалась и отвергалась обществом, а сегодня является достоянием человеческого общества».
Вот и найдена причина негативного отношения посетителей к работам Игоря Новикова, ведь он – нонконформист. Для выставки в Плесе художник сделал несколько новых работ, которые, естественно, вызывают у жителей волжской жемчужины и влюбленных в творчество И.И. Левитана посетителей неприятие и полное отторжение. Ну где еще увидишь такое: поверх слабой копии левитановского пейзажа перевернулись человечки, с бутылками в руках и без, они – белые и красные – словно на дорожных знаках, нагло шествуют парадом, задирая ноги в канкане, прыгают на лыжах или просто в воду, косят невидимую траву, целой семьей отправляются вдаль по Владимирке.
«Вы хотите сказать своими человечками с бутылками в руках, что Русь спилась?» - спрашивает художника один, «Это, наверное, души погибшей в автомобильной катастрофе семьи», - говорит другая, и все, почти хором спрашивают: «Но что же вы ЭТИМ хотели сказать?!». Игорь улыбается и отвечает: «Что хотите, то и думайте». Художник прав, это не его задача - читать лекции по истории искусства и объяснять художественные термины, вдумчивый зритель сам сделает это или обратится к специалистам-музейщикам. Творчество Алексея и Игоря вполне изучено, написаны внушительные (до пятиста страниц) монографии, где подробнейшим образом описывается и творческий путь каждого, и главные особенности живописного искусства, и многое другое). Если Алексей Иванович довольно открытый человек, с удовольствием и много рассказывающий о себе, то Игорь по большей части молчит. И лишь благодаря посвященной ему монографии узнаешь, что он не только Художник-философ (давно признанный и популярный, его выставка проходила в Третьяковской галерее, в Швейцарии, где сейчас живет художник, устраивают две-три выставки в год), а еще интересный и глубокий человек, живущий творчеством.
Сам Игорь определяет свое творчество как фигуративную абстракцию, но отдается на откуп искусствоведам. Он любит природу, горы, вино, кофе и... города, еще музыку Паганини и Мусоргского. Пикторгаммы его работ, естественно, имеют объяснение: вот, например, лестница – это символ библейской лестницы Иакова; лыжники и прыгающий олень относят нас к Швейцарии, некоему «санаторию», как определяет суть этой страны сам художник; скрипач и корова, которые «зашли» на холсты... от Бога.
Книга отзывов в зале Игоря лежит девственно чистой, несмотря на хулу, обильно льющуюся на работы, никто из зрителей так и не отважился написать отзыв. А вот у художника достаточно отваги, чтобы пригласить зрителя в свой собственный мир, в мир, в котором он живет, в котором также есть свое злободневное: духовное, мистическое, трагедийное, сатирическое. Игорь Новиков смело выражает себя, ищет себя, несмотря на то, что «уже не мальчик».
Алексей и Игорь Новиковы, отец и сын, абсолютно разные: по стилю, содержанию, посылу, поэтому и «развели» художников экспозиционеры по разным залам. Выставка сложилась, а принимать ее или нет, конечно, - дело сугубо индивидуальное. Есть такое искусство, которое невозможно понять, просто столкнувшись с ним. Необходима дополнительная информация. Определенное знание. И если твое сердце молчит в неприятии, или душа возмущена – не это ли главный признак того, что искусство тебя тронуло? Погодите хулить личность человека, создавшего то, что вас так взбудоражило, постарайтесь если не принять, то хотя бы понять, почему это произведение искусства появилось на свет. И неужели вам не интересно узнать: а все-таки, что хотел сказать художник?

Следите за новостями в соцсетях: