Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Творчество С.Ю. Жуковского в послереволюционный период.

10.05.2017

Данилова В.П., Зав.отделом музея пейзажа

(Создание работы "Река. Обрывистый берег." в 1918 году,
фондовая коллекция Плёсского музея-заповедника)
"100 лет Революции" 

Революционные события, происходившие в стране, были встречены С.Ю. Жуковским без энтузиазма. В феврале 1917 года он вступил в члены объединения "Изограф" - организации, объединившей членов Товарищества передвижников, Московского товарищества художников, "Бубнового валета", "Мира искусства", "Союза русских художников" и ряда других. С 1918 года С.Ю. Жуковский - член комиссии по охране памятников при ИЗО Наркомпроса, кроме этого, он становится членом художественного совета Третьяковской галереи. По заданию Отдела пластических искусств ИЗО Наркомпроса Станислав Юлианович обследовал частные художественные собрания Москвы и Подмосковья. Сделал все от него зависящее, чтобы превратить в музей усадьбу Кусково.  В числе шести художников он был введен в состав жюри от Отдела пластических искусств по разработке рисунков для новых денежных знаков. Зима 1918 года прошла под знаком этой новой для художника деятельности, но нельзя утверждать, что она доставляла ему удовольствие. Как известно, в первые годы после революции главной задачей искусства была провозглашена необходимость отображения "революционной современности". С.Ю. Жуковскому со своей давно уже определившейся тематикой трудно было найти себя в новых условиях. Искать новые темы, "перестраиваться", ломать себя, как сделали многие в то время, он не мог и не хотел. Художника угнетала мысль, что его искусство объявили чуждым народу и поэтому не нужным обществу, но он пытался остаться верным себе, продолжая неутомимо работать.
Весной 1918 года С.Ю. Жуковский вместе со своей семьей и семьей своего больного брата Болеслава снял дачу в бывшем имении Павловском, на берегу озера Молдино у сына профессора математики А.Ф. Малинина. На этой даче он прожил до конца 1919 года. Страна переживала трудное время. Молодая Советская республика оказалась в кольце блокады. В условиях интервенции и гражданской войны ощущался недостаток продуктов питания и одежды. Об этом периоде жизни художника написаны воспоминания М.И. Антоневич, близкой в то время подруги его племянницы.[i] В описании М.И. Антоневич С.Ю. Жуковский выглядит человеком чрезвычайно деятельным, активным, полным веры в жизнь, внимательным и заботливым к окружающим, снискавшим их любовь и привязанность. Несмотря на возникшие материальные трудности, Жуковский не потерял присутствия духа, делал все, чтобы поддержать своих близких, продолжая напряженно работать над созданием новых картин. «Своей же работы у него было очень много. Он сразу писал несколько картин. Одну утром, другую днем, третью вечером. Мы с Марусей ему часто светили фонарем." Жуковский в эти годы работал над пейзажами озера Молдино, а так же писал речку Меглич, впадающую в озеро.[ii] В воспоминаниях местного жителя Н.П. Зубова (1896 - 1981) так же находим: "Однажды я видел, как Жуковский сидел за мольбертом около моста через реку, при впадении ее в озеро Молдино, а его свояченица Таня Киселева качала ногой жердь, брошенную в воду, чтобы получались мелкие волны, блестевшие на солнце."[iii]
Вероятно, картина «Река. Обрывистый берег.» (1918 года, ПМЗ)[iv] была написана именно в этот период, так как она воспроизводит натурный образ местности напротив деревни Поддубье, почти без изменений сохранившийся до настоящего времени.[v] В данной работе, как и во всех произведениях Станислова Юлиановича этого времени, виден отказ от декоративных и импрессионистических элементов и намечается возвращение к принципам передвижнического пейзажа конца XIX века. Художник словно сначала повторяет свой творческий путь, но при этом опирается на опыт и мастерство. В этом произведении С.Ю. Жуковский возвращается к тональной живописи, отказывается от декоративной манеры, от корпусного раздельного мазка. Цветовые планы обозначены большими плоскостями: большое пространство темной глади воды, берег, заросший темно-зеленым лесом, серо-синее небо. В этот же период написано еще ряд работ с похожими мотивами: "Берег реки", "Озеро Молдино", "У озера", "Пейзаж с рекой", "Пейзаж с озером", "Озеро ночью" и другие.[vi]
Станислав Юлианович продолжал участвовать в выставках: на XV в Союзе русских художников, на 46-й Передвижной в Товариществе в 1918 году, на выставке картин, скульптуры и художественной индустрии, открывшейся в Рязани летом 1918 года, на Второй государственной - в конце 1918 - начале 1919 года. Теперь, в отличие от предреволюционного времени, интерьерная живопись в его творчестве встречается значительно реже. На Второй государственной выставке было показано два пейзажа и два интерьера. В последующие годы художник пишет по преимуществу чистые пейзажи. Редко встречаются изображения усадеб, заметно усиливается интерес к ночным мотивам. В 1919 году из двадцати картин им написано семь ночных: «Озеро ночью», «Осенняя ночь», «Февральская ночь», «Мартовская ночь», «Августовская ночь», «Ночевка охотников», «Полночь».
В декабре 1919 года С.Ю. Жуковский с женой и свояченицей Т.В. Киселевой выехали в Вятку. Это было связано с продовольственными затруднениями, которые переживала Москва в то время. В Вятке художник прожил полтора года. По приезде в Вятку он сотрудничал с местным театром, писал эскизы для декораций, посещал Народную студию художеств, способствовал улучшению обучения рисованию. В течение 1919-1920 годов мастером было написано много пейзажей, большинство из них маслом на картоне. Не довольствуясь видами реки Вятки, он выезжал писать другие притоки Камы. Пейзажи этого периода разнообразны по мотивам. Художник изображал обширные лесные массивы, широкие разливы могучих рек и одновременно - камерные пейзажи. В мае 1920 года Коллегия Вятского губернского отдела народного образования предоставила для выставки помещение студии. Станислав Юлианович показал 45 картин, написанных в последние 3 года. Несмотря на то, что студия находилась вдали от центра города Вятки, успех выставки был огромен. За пятнадцать дней ее посетило восемь тысяч человек. Стремясь познакомить более широко местных жителей со своим творчеством, С.Ю. Жуковский в начале 1921 года попросил Коллегию предоставить в его распоряжение зал Вятского государственного музея искусства сроком на один месяц, но получил отказ. После этого отказа контакты его с местными художниками были нарушены и он стал готовиться к отъезду в Москву.
По распоряжениям В.И. Ленина и А.В. Луначарского летом 1921 года "Отдел ИЗО Наркомпроса" был ликвидирован, создается Главполитпросвет, в котором был образован отдел ИЗО с обновленным руководством. Поддержанный защитниками реалистического искусства, С.Ю. Жуковский стремился показать широкой публике свое творчество. Он привез из Вятки много новых работ. Ознакомившись с ними, Художественный отдел Главполитпросвета организовал с 23 октября по 24 ноября 1921 года его персональную выставку[vii], на которой Станислав Юлианович предстал как один из видных советских пейзажистов. Всего на выставке было показано семьдесят четыре работы, выполненные в основном за последние четыре года. Из них тринадцать характеризовали его дореволюционный период. Возможно, работа "Река. Обрывистый берег" из фондовой коллекции Плёсского музея-заповедника так же принимала в ней участие. Выставка имела успех у зрителей, но в связи с тем, что художественная критика в Советской России стала политически ангажированной, искусство С.Ю. Жуковского было объявлено идейно вредным, "воспевающим помещичьи гнезда", тоскующим по прошлой жизни.[viii]  На своей первой персональной выставке в Москве художник подвергся резким нападкам критики («ходкий товар» - Мельников Д.И., «вне круга настоящего искусства и настоящих художников» - Эфрос А.М).[ix]
Статьи критиков подрывают здоровье и душевный настрой С.Ю. Жуковского. Вскоре началась травля художника. Он был объявлен “стоящим вне круга настоящего искусства и настоящих художников”. По-прежнему работы мастера были востребованными, когда речь шла о необходимости представить все грани современного русского искусства за границей. Так в 1922 году его работы были отправлены на Первую русскую художественную выставку в галерее Ван Димена в Берлине. Однако на внутренние выставки работы уже не допускались. В Советской России его искусство стало ненужным. Станислав Юлианович все чаще начал задумываться о своей дальнейшей судьбе, и в сентябре 1923 года он принял решение уехать из России на свою родину, в Польшу. Проститься с ним пришла его первая жена, а из коллег по "Союзу русских художников" - только Виноградов и Яковлев. 
Отъезд С.Ю. Жуковского из Советского Союза не привел к тому, что его имя и художественное наследие были забыты. До сих пор он остался неизменным поборником жизненной правды в искусстве, одним из тех современных лириков-пейзажистов, которые опоэтизировали природу.


[i] Антоневич (Орлова) Мария Ивановна Воспоминания М.И. Антоневич о С.Ю. Жуковском. 1974 год.
[ii] Достопримечательности озера Молдино http://putnik.ru/dosug/ud/mold.asp
[iii] Зубов Николай Павлович Воспоминания Н.П. Зубова о Станиславе Жуковском.1974 год.
[iv] Фото картины "Река. Обрывистый берег", 1918 год. Плёсский музей-заповедник
[v] Карта и фотографии озера Молдино. (в отд. папке)
[vi] Список и фото картин, написанных в 1918-1920 годах. (в отд. папке)
[vii] Фото афиши первой персональной выставки в Москве. (в отд.папке)
[viii]Статья к выставке художника в Москве 1921 года. Игнатий Хвойник. Академик живописи С. Жуковский. К выставке работ.
[ix] Фрагмент статьи из журнала «Театральное обозрение». 1921 год. Абрам Эфрос. Отражения. Две выставки.

Следите за новостями в соцсетях: