Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

ИВАН СЕРГЕЕВИЧ СОШНИКОВ. 100-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ ХУДОЖНИКА/ «ПРИВОЛЖСКАЯ НОВЬ» ОТ 11 МАРТА 2014 Г., С.4

29.12.2016

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

В фондах Плесского музея-заповедника хранится два уникальных полотна - "Русская осень" и "Облака над стерней" Ивана Сошникова - истинно русского пейзажиста, наследника великих традиций М. Нестерова, В. Серова, И. Левитана. Имя московского живописца И. С. Сошникова было хорошо известно советским зрителям. Художник был постоянным экспонентом московских, республиканских и всесоюзных выставок. Картины его, находящиеся во многих музеях нашей страны, стали неотъемлемой частью истории советского изобразительного искусства, художественной летописью прошедших десятилетий. Советский художник, московский живописец был известен уже при жизни, являлся участником Объединения 12-ти московских живописцев, был учеником Б.В. Иогансона и А.А. Осмёркина, членом Союза художников СССР, участником Великой Отечественной войны.

"В основе творчества Сошникова лежит традиция русского реалистического пейзажа, прежде всего серовского, с присущими этому художнику одухотворенностью природы и объективностью ее видения. Не менее явственно ощущаются и влияния живописного метода К.Коровина с его звучностью красок, а также импрессионистов, умевших наполнять свои холсты светом и воздухом", - так характеризует творчество И.С. Сошникова искусствовед А. Амшинская.

Иван Сергеевич Сошников появился на свет в деревне Песочня, переименованной в 1936 году в город Киров Калужской области. В 1931 году будущий художник переехал в Москву и поступил на строительные курсы, которые с успехом окончил в 1935 году. После этого И.С. Сошников год проработал на строительстве московского метро и одновременно занимался в художественной студии при Московском союзе художников. Но основное специальное художественное образование Иван Сошников получил в МГХИ им. В.И. Сурикова, куда он поступил в 1936 году. Там он учился у таких крупных мастеров советской живописи как Борис Владимирович Иогансон и Александр Александрович Осмёркин.

Занятия были прерваны войной, и с 1941 по 1943 год Иван Сергеевич Сошников находился на фронте, ушел на фронт прямо с институтской скамьи и завершил свое образование уже после возвращения из армии в 1945 году. Дипломная работа Ивана Сошникова "Полевая почта" была написана под руководством любимого учителя Александра Александровича Осмёркина. А в следующем 1946 году сам А.А. Осмёркин написал портрет своего любимого ученика Ивана Сошникова.

Иван Сошников был в основном пейзажистом, хотя первые успехи ему принесли натюрморты, которые сразу же понравились его главному учителю А.А. Осмёркину. Тем не менее, в дальнейшем И.С. Сошников почти совсем отошёл от натюрморта, и в историю советской живописи вошёл как мастер пейзажа. В его пейзажах отчётливо ощущается влияние Валентина Серова и Константина Коровина, а яркость и насыщенность цвета не уступает французским импрессионистам.

ples-stat-17-01.jpg

Все свои пейзажи Иван Сергеевич писал с натуры. По их названиям можно даже представить себе, каким выдался, скажем, 1975 год. Судите сами: весенний пейзаж называется "Жаркий май 1975 года", осенние пейзажи, написанные в том же 1975 году, - "Тёплая осень" и "Ранний снег". Любопытно, не правда ли? "Все свои пейзажи Сошников пишет на натуре, в мастерской лишь слегка выявляя главное, убирая то, что случайно попало в поле зрения. Манера художника, его техника как бы отступают на задний план. Убедительная достоверность самого пейзажного мотива заставляет на какое-то время забыть о средствах, с помощью которых она достигнута. Однако стоит приблизиться, подойти к картинам вплотную, и тогда откроется в них новая красота. Каждый след кисти, каждый сантиметр холста - отточенное искусство, виртуозное мастерство, проявление высокого профессионализма художника", - пишет А. Амшинская.

И. Сошников из года в год с редкостной последовательностью повторяет излюбленные мотивы цветущей ивы, сирени или первого снега, но каждый раз пейзажист открывает все новые, удивительные виды постоянно меняющейся природы. Мастер улавливает ее особую поэтическую трепетность и трогательную красоту.

В настоящее время купить пейзаж или натюрморт И.С. Сошникова весьма проблематично. Его работ сохранилось крайне мало, и сейчас этот замечательный мастер русского пейзажа почти совсем неизвестен. А ведь замечательный человек и талантливый художник! Творчество которого неотделимо от процесса развития советского изобразительного искусства. Его произведения свидетельствуют о многогранных возможностях реалистической станковой живописи, о любовном отношении к национальному наследию, к традициям русского искусства. Профессионализм активно им утверждается в безупречном рисунке, в безусловном стремлении к полной завершенности композиционного решения. Его творчество глубоко оптимистичное по содержанию, по осуществлению живой связи с действительностью, характеризуется претворением в искусство высоких гуманистических идеалов.

ples-stat-17-02.jpg

Следите за новостями в соцсетях: