Среди интереснейшего собрания декоративно-прикладного искусства Плесского музея-заповедника, большой интерес представляет коллекция старинных карманных часов, в состав которой входят изделия иностранных мастеров. В небольшом собрании, насчитывающем 18 экземпляров, имеются уникальные работы XIX-XX веков, представляющие огромную историческую и художественную ценность. По ним можно проследить развитие техники производства часов и меняющиеся со временем художественные стили. Особенно ценными являются ранние образцы карманных часов с инкрустацией, ручной гравировкой деталей механизма и гильошированием корпуса. Изделия второй половины XIX – начала XX века представлены в коллекции в основном работами швейцарских часовщиков, сумевших соединить высокое техническое качество с изящностью отделки – «HEBDOMAS», «П. Буре», «Omega», «В. Габю», «Г. Мозер» и др.
С течением времени менялся механизм часов и их внешний вид. В XVIII в. вследствие применения балансного регулятора место фантазийных форм и овалов заняли круглые карманные часы с металлическими и эмалевыми циферблатами. Наряду с другими ювелирными изделиями часы стали подлинным украшением костюма. С тридцатых годов их носили на специальной цепочке – шатлене, состоявшей из нескольких широких звеньев. С помощью крючка его прикрепляли к поясу одежды. Часовой футляр и шатлен исполняли из одного и того же материала и украшали одинаковым орнаментом.
В 1890-х годах источником творческой фантазии для художников и мастеров, начавших работать в стиле модерн, становятся природные формы – пластично изогнутый стебель с раскрытым цветком мака, ириса, акации и стилизованные изображения стрекоз и бабочек. Подобные часы, исполненные в стиле модерн, можно увидеть и в коллекции музея: карманные часы OMEGA. На эмалевом циферблате арабские цифры, значок и подпись «Omega», секундный диск на 6 часах. Родное минеральное выпуклое стекло. Механизм анкерный на 15 камнях, типичный "robust" калибр от Омеги. На внутренней крышке шесть медалей и подпись о выигранном Гран-При на престижной парижской выставке в 1900 году. Задняя сторона крышки представляет собой фантазийный пейзаж с водой, водными растениями и стрекозой, выполненный чернением металла. Ремонтуар, завод на 12-ти часах.
История марки Omega богата различными достижениями в области часового мастерства, которые порой буквально потрясали мир. Девиз фирмы: «Каждая часовая марка имеет свою историю. Но далеко не каждая делает историю, как это сделала Omega». Первоначально основанная в 1848 году часовая мастерская называлась Louis Brandt & Fills (Луи Бранд и сыновья) и располагалась в самом сердце швейцарского часового искусства – горном местечке Ла Шо-де-Фон. Через тридцать лет сыновья Луи решили расширить семейное предприятие, перенеся производство в город Бьенн, где уже существовала развитая промышленность и функционировало железнодорожное сообщение. Фактически с 1880 года начинается отчет настоящей истории компании, ставшей символом швейцарского качества в часовом деле. Механизированные процессы и организация первой в Швейцарии конвейерной сборки, основанной на возможности взаимозамены стандартных частей, позволило фирме производить часы наивысшей точности.
В 1894 году компания представила часы с собственным механизмом OMEGA 19-line calibre, названным так потому, что буква «омега» со времен античности является синонимом абсолютного совершенства. Этот калибр оказался настолько популярен, дал название всем последующим механизмам, а затем и стал новым именем компании.
На протяжении XIX- нач. XX вв. основными мотивами оформления часовых корпусов оставались венки, цветочные гирлянды, чеканенные в плоском рельефе, гравированные вензеля и фамильные гербы по гладкой основе или по гильошировке – основе, гравированной механическим способом: «Tavannes», «Robert&Co» , «Hy Moser & Cie – Tobias», «В.Габю», «N.Tobias London», «Perret & Fils Brenets» , «Brenets – Boute» , «J.Blondel» , «Fritz Lanz», «T.Fleury» , «IXL-Normal».
Живописные эмали и минералы были одним из важных компонентов декоративного оформления часов. Удивительной красоты корпус и гравированный вручную механизм часов швейцарской фирмы «Fritz Lanz» - зарегистрированной по адресу St.-Imier, Schweiz; 4.6.1887 г. Передняя и задняя стороны корпуса гравированы растительным орнаментом. Заводная головка инкрустирована минералом голубого цвета. Циферблат эмалевый, по краю инкрустирован белыми и красными камнями и гильоше, в центре по кругу расписан растительным узором зеленого, голубого, красного и белого цвета на желтом фоне. Под внутренней крышкой, спрятан изумительно красиво гравированный механизм - ручная художественная гравировка мостов механизма. Скрупулезная гравировка и готические буквы надписей на внутренней крышке говорят о высоком качестве изготовления.
Поразительной красоты часовых корпусов добивались мастера часового дела благодаря гильошировке - гравировке на корпусе часов, циферблате, деталях механизма геометрического рисунка в виде комбинации прямых или изогнутых линий, выполняемых на специальном устройстве.
Часы с художественной отделкой эмалевых циферблатов, на который наносили художественное изображение, поистине являются жемчужинами коллекции. В коллекции Плесского музея-заповедника хранятся такие экземпляры, как «Hebdomas», циферблат которых украшен серебристыми букетиками цветов и частично скелетированным механизмом, «IXL» с цветным циферблатом и двойным рядом цифр – римскими и арабскими.
Справедливо было бы заметить, что история российских часов — это история фирмы Павелъ Буре. Часы от этой фирмы по праву считались лучшими на российском часовом рынке. История компании началась в 1815 году, когда Карл Буре переехал в Санкт-Петербург с намерением основать свою собственную компанию по производству часов. Его сын, Павел Карлович Буре с детства был приучен к коммерческой деятельности и понимал все основы отцовского бизнеса. Сначала он стал его компаньоном, а после смерти – сам возглавил дело всей его жизни. В 1876 году Павлу Карловичу за выдающиеся заслуги и достижения в купеческом деле было присвоено звание почетного гражданина, на тот момент ему было 66 лет, и купцом он значился более 40 из них. После его смерти к делу приходит его сын, Павел Павлович. Он покупает большую фабрику по производству часов в самом сердце часовой столицы мира, Швейцарии.
Фабрика, расположенная в городе Локль, использует самые лучшие швейцарские детали и механизмы. С начала 1879 года, Павел Буре становится личным поставщиком часов для царского двора. В 1888 году Павел Буре умирает от старости, но за неимением прямых наследников дальнейшая деятельность компании становится под угрозу. Вопрос был решен двумя друзьями и верными компаньонами Павла, французом Полем Жираром и швейцарцем Жоржем Пфундом, которые покупают его бизнес у государства – новый торговый дом стал называться «Павелъ Буре».
В 1899 году фирма получает новый титул. Теперь торговый дом Буре официально называют Поставщиком Двора Императора. Часами компании пользуется сам император Александр III, а за весь период его правления, им лично дарится более трех с половиной тысяч подарочных экземпляров часов, на сумму более 270 000 рублей. В конце 90-х годов «Павелъ Буре» ежегодно поставляет императорскому двору своей продукции на 60 тысяч рублей. Часы этой компании носило 80% российской интеллигенции. Торговый дом запустил целую линейку часов из недорогих материалов, их цена начиналась всего с 2-х рублей. Т.о. «Павелъ Буре» захватил более 50% российского рынка недорогих часов.
В коллекции часов Плесского музея-заповедника дамские карманные часы «Fantasie» от «Павел Буре»: «анкерные на 15 камнях, заводящиеся без ключа, открытые… чеканной отделки часы с рисунком на охотничью тему. Цена от 25 до 35 руб».
Среди привычных карманных часов в коллекции можно встретить и наручные часы начала XX в. швейцарской фирмы «Perret & Fils», которая поставляла часы на рынок Российской Империи. Фирма "Perret & Fils" существовала в г. Ле-Брене (Les Brenets), Швейцария с 1883 года, а торговая марка "La Palme" с веточками была зарегистрирована фирмой в 1887 году.
Существует версия, что первоначально наручные часы были исключительно женским аксессуаром, браслеты с часами не заслуживали должного внимания у мужской части населения - джентльмены предпочитали карманные часы на длинной цепочке. Наличие дорогих карманных часов подчёркивало статус владельца, а часовщикам – возможность увеличения своего статуса в мировом обществе. Уже тогда различные часовые компании совершенствовали свои технологии, чтобы значительно опережать конкурентов. Дольше всего это удавалось швейцарским семьям, где секреты мастерства передавались из поколения в поколение.
Постепенное развитие часовых технологий привело к тому, что и мужчины смогли наконец-то по достоинству оценить эффективность наручных часов. В начале XX в. наручные часы уже не были новостью и выпускались серийно.
Разнообразие карманных часов из коллеции Плесского музея-заповедника показывает, что к началу ХХ в. в России, не имевшей своего собственного промышленного часового производства, было предостаточно разнообразного часового товара, как элитного дорогого, доступного лишь вельможам, так и средним слоям. Можно с полным основанием сказать, что часы являются не просто вещью, они — важный, несущий определенную функцию предмет и ставший на протяжении веков неотъемлемым атрибутом человеческой цивилизации и культуры.