Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

КАРТОГРАФИЯ КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В СИСТЕМЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ RОSSICA (XVI – XIХ В.В.)/ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК»: МЕЖВУЗОВСКИЙ СБОРНИК НАУЧНЫХ РАБОТ. ВЫП. 6, -М., 2009, С. 1-7

28.02.2017

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

Комаровская Елена Петровна,
доктор исторических наук, профессор
Чурюканова Оксана Викторовна,
кандидат исторических наук

КАРТОГРАФИЯ КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНИИ В СИСТЕМЕ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ RОSSICA (XVI – XIХ в.в.)
(по материалам Государственного исторического музея Российской Федерации и Российского государственного военно-исторического архива)

Географические чертежи и карты России XVI – XVIII веков наиболее полно были представлены в гравюрах, ксилографиях, чертежах иностранных изданий…[1]
В собрании Государственного исторического музея Российской Федерации находятся: во-первых, карта «Россия или Московия» из Атласа Блау 1640 года (зал 21 (2 стена); во-вторых, в экспозиции 28 б зала «Дороги России» представлена карта Российской империи, запечатлевшая колоссальные владения страны, занимавшей к середине XIX столетия большую часть Восточной Европы, Финляндию, Сибирь, Аляску. Обширные территории, разнообразие природных и экономических условий, этнические и культурные особенности во многом определили не только характер развития государства, но и общественное самосознание.
Передвижение по бескрайним просторам России занимало важнейшее место в жизни россиян: Ревель, Минск, Полтава, Дорогобуж, Плёс, Буй, Лух, Пенза, Одесса, Казань, Киев, Якутск… Барон С. Герберштейн в географическом очерке России указывает на торговые пути от Москвы на север: из Москвы через Переяславль лежал путь к Костроме, Ярославлю и Угличу.
Ранние известия говорят об активном развитии торговли по широкому водному пути, который представляла Волга. Иностранцы сообщают о состоянии средств сообщения в Московском государстве, которое производилось между Москвой и пограничными городами посредством ямов. Это были местечки с одним или несколькими дворами, поставленные по большим дорогам.
По словам Д. Горсея, при Иване Грозном было 300 ямов. Каждому ямщику давался участок земли с обязательством держать известное число ямских лошадей, за это его освобождали от других повинностей. А. Олеарий прибавляет, что ямщикам выдавалось денежное жалованье по 30 рублей в год.
Ямские дворы ставились на расстоянии 6, 10, даже 12 миль один от другого. Ямские лошади предназначались для государственных гонцов, людей, ехавших по казённой надобности; купцы, в том числе иностранные, имея при себе вид из приказа и платя прогоны, так же могли пользоваться услугами ямщиков. Я. Рейтенфельс говорит, что почтовых лошадей мог брать всякий за небольшую плату. О почтовых прогонах находим известие у барона С. Герберштейна: за 10 или 20 верст платили обыкновенно 6 денег.
Летом ямщик выезжал на небольшой телеге, запряженной в одну лошадь, а зимой на санях. Ездили очень быстро: путь из Новгорода в Москву летом составлял 6 - 7 суток, зимой – 4 - 5 суток.
В документе, находящемся в Российском государственном военно-историческом архиве «Об исправлении Маршрутной карты Костромской губернии» (Ч. 15), начатом 30 октября 1851 года и оконченном 23 октября 1853 года содержится карта дорог Костромской губернии и дополнительные сведения, требуемые Департаментом Генерального штаба по маршрутной карте Костромской губернии. [2] Согласно представленной карте малая почтовая дорога шла из Нерехты, через села Армёнки, Сидоровское в Плёс и далее до Дьякова, Канино, Кинешму в Юрьевец.
Участок дороги от Армёнок до Плёса принадлежал к типу дорог, «исправляемых земской повинностью». Одна из реформ 60-70-х годов XIX века нашла свое отражение в изданном 1 января 1864 года «Положении о губернских и уездных земских учреждениях». В великорусских губерниях с преобладанием русского дворянства вводились земские учреждения. Из 78 губерний Российской империи «Положение о земских учреждениях» 1864 года распространялось на 34 губернии. Но и в этих губерниях земские учреждения вводились не сразу. К началу 1866 года они были введены в 19 губерниях, к 1867 году – ещё в 9, а в 1868 - 1879 годах – в остальных 6 губерниях. Введение земства растянулось на 15 лет.
Можно сделать вывод о том, что в Костромской губернии земские учреждения были введены в числе первых, то есть к 1866 году можно говорить об их существовании. Земства играли немалую роль в решении местных хозяйственных вопросов. В ведение земств отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты. Введение земств и практическая работа земских учреждений способствовали усилению хозяйственной активности в стране, дальнейшему развитию общественно-политической жизни Российской империи.
К Плёсу шла и проселочная дорога из Чирковых Горок. На карте обозначено количество вёрст между населенными пунктами: Сидоровское – Плёс (18 вёрст), Чирковы Горки – Плёс (16 вёрст), Плёс – Дьяково (20 вёрст).
Документ «Описание больших почтовых, больших и средних торговых и малых дорог по Костромской губернии, составленное в 1834 г.» [3] содержит любопытные сведения о городе Плёсе эпохи Николая I: «Посадъ Плесъ. Почтовая станция. Число дворовъ 284. Плесъ – бывший уездный городъ, лежит под крутинами правого берега Волги, в нем на почтовой станции находится одна пара лошадей для возки почты». Малая почтовая дорога из посада в город Кинешму переходила по мосту, плотно устроенному на столбах, при мельнице, через «речку Плеску» (сейчас Шохонка), «которая при весеннем разливе проезда не затрудняет». Далее дорога поднималась «чрезвычайно круто» по глинистому грунту на крутину берега Волги. По описанию «сей въездъ в настоящем своем виде при самой малой грязи должен представить большие затруднения для следования». Поднявшись на гору, дорога шла отлого по глинисто-песчаному грунту через деревни Скородумку, Кочеригино и Мальцово.
В 1839 году по этой почтовой дороге проследовал французский поданный маркиз де Кюстин, оставивший свои впечатления от путешествия по России в виде «Записок», изданных в России дважды – в 1910 и в 1930 годах.
Итак, в Нижний Новгород маркиз де Кюстин отправился сушей, по дороге, проложенной вдоль Волги. По его словам, было достаточно времени, чтобы изучить строение берегов реки и определить характер природы Поволжья. Впечатление от волжского пейзажа «импозантно, но уныло: вдоль левого берега тянется неизмеримая равнина, окраина которой едва возвышается над уровнем реки, правый берег – плато незначительной вышины, не выше пяти-шести этажного парижского дома, круто спускающееся к реке и прорезанное многочисленными долинами притоков Волги».
Эти долины, представляющие из себя овраги с обрывистыми боками, причиняли путешественникам немало тревог и неприятностей. На спусках лошади пускались вскачь и неслись галопом до середины бревенчатого моста, находившегося на дне оврага. Каждое неверное движение лошади или поломка экипажа грозили, по словам маркиза де Кюстина, гибелью и людям, и животным. Эмоции, которые ему пришлось пережить, были так сильны, что маркиз де Кюстин при помощи фельдъегеря настоял на том, чтобы при спуске отпрягали одну лошадь. На подъемах лошади очень скоро выбивались из сил, и ямщикам едва удавалось заставить их тащить экипаж в гору. В итоге два дня такого пути привели к тому, что в лесу за Юрьевцем тарантас маркиза «потерпел аварию»…

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА): ф. 422, оп. 1, ед. 463; оп. 3, д. 75.
Государственный Исторический музей (ГИМ): карта «Россия или Московия» в 2-х частях (северная и южная) И. Масса. Листъ из атласа Й. и К. Блеу. – Амстердам, 1640 г. Грав., акв. Зал 21 (2 стена); 28 б зал «Генеральная почтовая карта Европы с включением дорожной карты России» , 1821 г.
Булатов А. М. Картографическая Rossica с точки зрения геральдики //Семинар по геральдике и вспомогательным историческим дисциплинам. Бюллетени - № 1-15. – М., 2005.
Герберштейн С. Записки о Московии /Отв. ред. В. Л. Янин. – М., 1988.
Герберштейн С. Записки о московитских делах /Введ., пер. и прим. А. И. Малеина. - СПб., 1908.
Государственный Исторический музей. Российская империя в XVIII-XIX веках. Путеводитель по залам 22-39 /Ред. Г. В. Лемигова. – М.: ООО «САВ дизайн», 2006.
Записки о России маркиза де Кюстина /Пер. с фр. – М.: СП Интерпринт, 1990.
История и культура отечества: уч. пособие для вузов /Под ред. В. В. Гуляевой. – М.: Академический проект; Трикста, 2005.
Клепиков С. А. Библиография печатных планов города Москвы XVI – XIX веков /Под ред М. Н. Тихомирова. – М., 1956.
Ключевский В. О. Сказания иностранцев о Московском государстве. –М.: Изд.-во «Прометей», 1991.
Корд В. А. Материалы по истории русской картографии. –Вып. I. –Киев, 1899. Вторая серия. – Вып. I. – Киев, 1906, - Вып. II. – Киев, 1956.
Памятники архитектуры Москвы. – М., 1982.
Старинные карты России из фондов Государственного исторического музея. [Настенный календарь на 2000 год]. – М., Внешторгбанк, 1999.      
Couleurs de la Terre. Des mappemondes medievales aux images satellitales sous la direction de Monique Pelletier. Seuil /Bibliotheque nationale de France, 1998.
Leo Bagrow. At the sourses of the cartography of Russia //«Imago Mundi», -№ 16. Amsterdam, Nico Israel, 1962.



[1] Карта Исаака Массы оказалась наиболее популярной, так как выдержала самое большое число изданий на протяжении XVII – начала XVIII веков: ее информативность была столь высока, что позволило издателям Атласа Блау – Иоанну и Корнелису, награвировать в 1640 году не только карту северо-восточной и южной частей Московии на двух листах с гербом России, но и впервые включить в Атлас карту Ливонии с землями прибалтийских государств – Швеции, Финляндии, Ингрии, Эстонии, Курляндии и сопредельных Литвы и, конечно же, Великого княжества московского (Magni Dujs Moscoviae). В 1662 году Атлас Блау достиг объема в двенадцать томов, содержащем более 600 карт. Это издание было дополнено картой западной части Московии, Исаака Массы.

[2] Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА): ф. 422, оп. 3, д. 75.

[3] РГВИА: ф. 422, оп. 1, ед. 463.

Следите за новостями в соцсетях: