Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЖИВОПИСНОГО ИСКУССТВА БОРИСА ЩЕРБАКОВА/ «ПРИВОЛЖСКАЯ НОВЬ» ОТ 9 АПРЕЛЯ 2013 Г., С.4

29.12.2016

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

7 апреля 1916 г. в Петрограде родился Борис Щербаков — Народный художник СССР (1986), Лауреат Сталинской премии третьей степени (1952), член корреспондент АХ СССР (1973), член-корреспондент РАХ (1992). Творчество этого замечательного живописца является уникальным явлением в советском - русском искусстве, отразившем, как в зеркале, более полувека исторических перипетий нашего государства.

«Погожим мартовским утром я вновь забрел в мастерскую моего друга художника Бориса Валентиновича Щербакова. Было воскресенье. Тихо… Слышно было, как тикают часы и звенит за окном звонкая капель. Лучи солнца озарили гипсовый слепок головы Аполлона Бельведерского, стеллажи с картинами… Мольберт с начатым холстом, завешанным куском парусины, десятки банок с сотнями кистей – щетинных, колонковых, барсуковых, плоских, как лопатки, и острых, как иглы, - все эти атрибуты, испокон века сопровождающие жизнь любого истинного мастера-живописца…» - такие яркие впечатления оставила в памяти друга художника Сурена Кочаряна мастерская Щербакова. Она располагалась в Большом Черкасском переулке – в самом центре Москвы и была заполнена картинами Бориса Валентиновича, рассказывающими о кажущейся неистребимости богатств природы, о том, что сейчас природа несет невосполнимые потери и что пора уже ограждать родную землю от неразумного потребления этих богатств.

Борис Валентинович Щербаков всю свою творческую жизнь – а это без малого сорок лет – посвятил воспеванию красоты русской природы. Еще в отрочестве ему посчастливилось писать пейзажи рядом с замечательным художником Аркадием Александровичем Рыловым, и благодарный ученик навсегда запомнил завет учителя – правда и красота – сестры. Художнику только надо научиться видеть вечную гармонию природы и трудом добиваться выражения этой красоты.

Борис Щербаков – неустанный труженик: ни одного дня, ни одного часа он не мыслил без работы. Этому свидетельство - бездна полотен, созданных им, десятки сложных исторических и жанровых композиций, десятки портретов, сотни рисунков. Но главное – пейзажи (более тысячи), в которых художник воспевает всю тончайшую гамму нюансов, состояний всех времен года. Один из лучших пейзажистов первой половины XX в. Аркадий Александрович Рылов, в квартире-мастерской которого в одно время жила семья Щербаковых, стал первым учителем для Бориса: «Когда мне было тринадцать лет, он проводил с нами лето в деревне и тогда впервые обратил внимание на мое увлечение живописью, и с той поры до самой своей смерти в течение одиннадцати лет был моим другом и наставником» . Каждый из великолепно выписанных холстов Бориса Щербакова вызывает в памяти поэтические строки из шедевров русской литературы, его картины написаны не только мастерски, с блеском, но и с неповторимым трепетом сердца, который сопровождает рождение только истинных произведений искусства.

Родился Борис Щербаков 7 апреля 1916 г. в Петрограде. Семья жила на Васильевском острове, неподалеку находилась Императорская Академия художеств, вокруг которой располагались многочисленные мастерские художников. Отец Бориса Щербакова – Валентин Семенович Щербаков был учеником И.Е. Репина, в совершенстве владел техникой фресковой живописи. Основным его занятием было исполнение заказов по росписи церквей под руководством архитектора А.В. Щусева. Мать Бориса – Клавдия Прокофьевна преподавала литературу в гимназии.

Первая мировая война, затем Октябрьская революция и Гражданская война полностью перевернули жизнь семьи Щербаковых. Спасаясь от голода, отец перевозит семью в Казань. Вместе с ними едет Николай Иванович Фешин, ближайший друг и коллега В.С. Щербакова. Валентин Семенович много работал в Казанском театре, писал эскизы к декорациям и костюмам к спектаклям. Там, четырехлетний Борис возился с кисточками и красками в мастерской отца, создавая красивые цветные картинки. Живопись впоследствии стала главным делом его жизни, а пока предстояли долгие годы учебы и напряженного труда.

Вернувшись в Петроград, В.С. Щербаков устроился работать на Ломоносовский фарфоровый завод художником. В доме Щербаковых нередки были встречи с известными художниками, поэтами, музыкантами, учеными. Поездки летом на этюды с А.А. Рыловым способствовали формированию взглядов на роль и предназначение искусства, на форму и содержание творчества будущего мастера. Огромную роль сыграли и частые посещения Эрмитажа, где мальчик часами простаивал перед полотнами знаменитых живописцев, изучая колорит и композицию. От отца Борис унаследовал фантастическое трудолюбие: он не выпускал из рук кисть или карандаш, его карманы были забиты блокнотами с зарисовками. Борис очень любил русскую классическую литературу и музыку, смолоду знал наизусть произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, из писателей выделял Л.Н. Толстого и П.И. Мельникова-Печерского.

В 1933 г. Борис Щербаков поступил во Всероссийскую Академию художеств, где его преподавателями стали В.Е. Савинский, И.И. Бродский, В.Н. Яковлев. В 1939 г. Борис Щербаков окончил Академию художеств дипломной работой «Редакция газеты «Правда», год 17-й», которую отправили на Всесоюзную выставку в Москву и воспроизвели в «Огоньке» с положительными отзывами. В эти годы определилось основное направление творчества художника – историческая живопись: значимые события истории России. Борис работает с отцом над росписями храмов в Киеве, ездит на этюды по Волге и в пушкинские места, пишет натюрморты в духе старых мастеров.

Великая Отечественная война круто изменила судьбу художника, с первых же дней войны он был призван в армию - принимал участие в минировании Москвы перед наступлением немцев в 1941 г., затем, в качестве фронтового художника, работал на Западном, Прибалтийском и Ленинградском фронтах - прямо на передовой он писал портреты героев Великой Отечественной войны. Всего было создано более 80 работ, обладающих большой художественной и исторической ценностью. Из армии художника демобилизовали лишь в 1948 г. В послевоенное время, в период с 1945 по 1948 гг. Борис Щербаков пишет групповой портрет Героев Советского Союза – военнослужащих инженерных войск Советской Армии, заканчивает большую картину «Петр I принимает европейских послов в кузнице». Для образа царя позировал А.И. Лактионов – близкий друг и коллега, часто навещавший Щербакова у него дома в Подколокольном переулке.

В послевоенное время художник обращается к тематическим картинам, натюрмортам, портретам, пейзажам, - наверстывает упущенное во время войны. Художник исколесил Молдавию, Урал, Волгу… Летом семья Бориса Валентиновича – любимая супруга Зоя Анатольевна Сорокина (с которой художник прожил 55 лет) и дочка Галина – снимали дачу в подмосковной деревне. Там художник глубоко проникался лирической сущностью пейзажа, находился в постоянном поиске новых состояний, новых средств выражения.

В 1951-1953 гг. Борис Валентинович с группой художников пишет картину «Заседание президиума Академии наук СССР», за которую удостаивается Сталинской премии. В этот период Б. Щербаковым создана галерея портретов выдающихся советских ученых: А.Е. Арбузова, В.В. Виноградова, Н.С. Державина, С.М. Кржижановского, В.А. Обручева, Д.В. Скобельцына и мн. др. В одном из интервью художник говорит: «О выдающихся людях мы часто говорим: интересный человек. Хотя это довольно избитое выражение, но оно точно отражает суть дела, потому что многие люди действительно интересны. Если я приступаю к написанию какого-либо портрета, я неоднократно встречаюсь со своими «моделями», я часами беседую с ними, иногда о каких-либо мелочах. В ходе встреч «тема» моей картины – человек все время раскрывает себя с разных сторон, составляющих, однако, единое целое. Мне как художнику надо схватить эту многоликость в ее единстве» . В своих портретных работах Борис Щербаков донес до нас целую эпоху – ту великую культуру России, силой и мощью которой страна жила в XX в., преодолевая ужасы войны и концлагерей, жестокость режима и тяжесть обыденной жизни.

Друзья особо отмечали великолепное мастерство Щербакова как живописца. Сам Павел Дмитриевич Корин рассказывал о феноменальном знании и умении Бориса Валентиновича, проявленном им при исполнении труднейшего задания. В середине 1950-х гг. Щербакову в группе одиннадцати художников предстояло исполнить ряд копий с шедевров Дрезденской галереи, в том числе «Вирсавия» Рубенса и «Святое семейство» Мантеньи. Работа заняла около двух лет, когда она была окончена и копии выставлены рядом с оригиналами в галерее Дрездена, то тысячные толпы зрителей уходили потрясенными - они не могли отличить повторение от подлинника.

Период с 1950 по 1970 гг. стал очень плодотворным для Бориса Щербакова. Постоянное общение с людьми, составившими гордость России, ее научную и культурную элиту – художниками А.М. Грицаем и А.И. Лактионовым, драматургом Э.В. Брагинским, писателями К.А. Фединым, Е.Н. Пермитиным, поэтами С.А. Васильевым и М.А. Светловым, летчиками И.Н. Кожедубом и А.И. Покрышкиным, врачами А.Н. Бакулевым и Е.И. Чазовым, - заставляло художника внутренне расти, расширять кругозор, накладывало отпечаток на все творчество. В то же время материальное положение семьи было скромным, официальных заказов поступало немного. Очень скромный, работящий человек – Борис Валентинович не продавал, а дарил множество своих работ друзьям и музейным собраниям.

Серия «По памятным местам», начатая в середине 1970-х гг. сделала Щербакова основоположником нового жанра в искусстве – литературного пейзажа. Она включила в себя около 400 произведений. Основная задача, которую ставил перед собой художник, создавая серию – показать отношение великих русских писателей к Родине, к родным местам, передать душевное состояние писателя, его настроение и судьбу. Сам Борис Валентинович рассказывал: «В далеком 1934 году, будучи студентом Академии художеств, отправился я в Михайловское. В то время это был тихий, заброшенный уголок. Сиротливо стоял домик Арины Родионовны в зарослях сирени, фундамент господского дома зарос бурьяном. Сюда приезжали лишь истинные любители Пушкина да ученые … Так, еще неосознанно, было положено начало моих странствий по литературным местам» . 1959 г. оказался решающим для художника в работе над большой пейзажной сюитой, посвященной великим художникам слова.

Первой для поездки была выбрана Ясная Поляна, где художник был не менее 30 раз, жил в пристройке для дворни по нескольку месяцев. Там окончательно сложился замысел литературной серии: «в живописных образах показать не просто те или иные мотивы мемориального характера, а картины природы, дающие понятие об Отчизне нашей, как понимали и представляли ее себе замечательные русские писатели» .

Затем последовала тургеневская серия картин: Спасское-Лутовиново, Мценск, Орел; пушкинская серия – Михайловское, Тригорское, Петровское, дальнее путешествие по следам изгнанника поэта в Молдавию. «В произведениях, письмах, записках Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого мы находим ярко и недвусмысленно выраженное понятие о том, что такое Родина, которую любили они истинно, свято и разумно» , - говорил Борис Щербаков. Знакомство с мыслями выдающихся русских писателей, вызванными общением с природой, обогатило представление художника о возможностях пейзажной живописи, убедило в том, что главным героем каждого произведения должна быть правда, без всяких ухищрений и расчетов, но с учетом подлинно профессиональных знаний художником незыблемых законов искусства, основанных на законах природы.

Бесконечные поездки и упорная работа подточили здоровье художника, в 55 лет с ним впервые случился инфаркт. Пока физические возможности были ограничены, и не было возможности выезжать на природу, Борис Валентинович писал натюрморты, сидя в мастерской. Супруга приносила для него букеты цветов – охапки сирени, ветки рябины, незабудки и пионы, колокольчики и розы, разнообразные плоды и даже раков, становясь невольно соавтором живописца. Натюрморты особо удавались художнику: он видел красоту каждого листочка, цветка. Натюрморты раскрывают нам колористический дар мастера, именно с них самоучки делали тысячи копий для продажи, к чему сам автор относился всегда снисходительно.

В 1970-1980-х гг. Щербаков продолжил серию литературных пейзажей, посвященных творчеству М.Ю. Лермонтова, А.П. Чехова и М.А. Шолохова. В середине 1970-х гг. художник создал ряд работ, связанных с памятниками древнерусской архитектуры, который отличается особой поэтичностью и умиротворенностью: Ростов Великий, Кижи, Заонежье – большинство этих работ были проданы за границу.

В 1980-1990-е гг., уже стареющий и тяжело больной художник (сердце работало с помощью кардиостимулятора), много путешествовал, создавая новые циклы, посвященные великой русской реке Волге. С натуры писал небольшие пейзажи, размером примерно 50Х70, а дома в мастерской переносил на холст, иногда что-то добавляя или убирая. В эти годы появляются огромные живописные полотна: «Жигули» (1978), «Течет река Волга» (1985), «Жигули. Молодецкий курган» (1978). В число картин волжской серии вошла и живописная работа «Конец сентября» (1979), из фондов Плесского музея-заповедника. Картина, наполненная светом солнца, представляет собой осенний среднерусский пейзаж. На лугу уже пожелтела и пожухла трава, но кусты и березки разоделись в золотисто-желтые наряды, как в стихотворении А.С. Пушкина, особо почитаемого художником: «В багрец и золото одетые леса». Блестит вода, зеленеют красавицы елочки, на небе проблески света… Картина не раз репродуцировалась в каталогах и участвовала в выставках . В апреле 1991 г. работа прошла реставрацию (реставратор – Т.Н. Золотарева, ПГИАХМЗ).

Народный артист РСФСР, друг художника Сурен Кочарян вспоминал: «… на одной из стен студии Щербакова висит небольшой пейзаж. Вглядываюсь. Он бесконечно знаком мне. Широкая золотая река. Напоенный летним закатом воздух. Небольшая церквушка в густой зелени… Плес. Столь близкий каждому, любящему искусство Левитана. – Да, это Плес, - подтверждает художник, отвечая на мой немой вопрос. – Я специально искал ту же точку, то же состояние, которое писал великий живописец. Искал, чтобы изучить, понять тайну левитановского мастерства». Нам, к сожалению, неизвестно количество написанных в Плесе произведений Б.В. Щербакова, и местоположение пейзажа, о котором говорит друг художника, неизвестно, скорее всего – частная коллекция. Это еще одно звено в упоительной по своему лиризму волжской серии, которое без труда узнает каждый, кто бывал в левитановском Плесе – «У Волги. Плес» (1980). Волжский цикл Щербакова по праву можно назвать эпическим, в нем воспета широта и мощь великой русской реки, бескрайние просторы и бесконечное разнообразие русской земли.

Друзья отмечали талант и трудолюбие художника, а зрители высоко ценили искусство Щербакова даже не за виртуозное владение техникой, не за редкую «натуральность», создающую эффект присутствия в его пейзажах, а за то, что в полотнах живописца всегда звучит главная тема – Родина. Картины Щербакова будят в зрителе безотчетное желание вновь и вновь приобщиться к природе, к любимым с детства местам. Выставки, встречи со зрителями, их реакция была очень важна для художника. Он общался и с крестьянами из Ясной Поляны, и с американскими миллионерами братьями Хаммерами, премьер-министрами и сенаторами, японскими домохозяйками и итальянскими фабрикантами, коллекционерами со всего мира и советскими солдатами – мнение каждого из них было одинаково важно для живописца. В 1987 г. в Москве в Манеже прошла персональная выставка, посвященная 70-летию художника, Щербаков получил звание народного художника РСФСР. Более тысячи произведений было выставлено на огромной персональной выставке в Москве в Манеже в 1991 г., где проявился не только масштаб, но и разнообразие его таланта.

Последние четыре года своей жизни Борис Валентинович тяжело болел, отказывало сердце. Но он продолжал много писать в мастерской, мечтая устроить выставку к 80-летию. Художник скончался 24 июля 1995 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище рядом со своим отцом. Вдова художника решила передать все картины Бориса Валентиновича в дар городу Москве с целью создания мемориального музея-квартиры художника. К сожалению, музея этого до сих пор нет.

В наши дни, когда вопросы защиты и охраны природного наследия приобрели особую актуальность, искусство Бориса Щербакова становится особо значимо и заслуживает признания. А огромное творческое наследие мастера должно принадлежать тем, для кого он прожил всю жизнь и для кого творил.


Литература.

1. С. Кочарян. Художник и природа. Огонек № 15 (2388), 7 апреля, 1973 г. – С. 8.

2. Сурен Кочарян. — М.: Искусство, 1983. — 178 с.

3. Борис Щербаков. Воспоминания. Информация с сайта: Библиотека изобразительных искусств ArtLib. ru

4. Г.Б. Щербакова «Борис Щербаков». Изд-во «Арт-родник», 2004. – 72 с.

5. Борис Щербаков. Чувство Родины.//Огонек № 5 январь 1983 г. – с. 8.

6. Плесский музей-заповедник. «Конец сентября», 1979, к.м., 51Х81, ж- 233.

7. Г.Суржанинова. Сто памятных дат. Художественный календарь на 1991 год. М.: Советский художник, 1990.

Следите за новостями в соцсетях: