В марте 2013 года исполняется 130 лет со дня рождения Рафаила Петровича Бирчанского (1883-1953) – художника-живописца
Родился в Москве. Племянник и ученик Исаака Ильича Левитана, сын его старшей сестры Терезы и Петра Захаровича Бирчанского. Брат художника Льва Бирчанского и парижского антиквара и мецената Захария Бирчанского (1889–1961), владельца магазина на бульваре Haussmann.Рафаил получил художественное образование, возможно, в Киеве, или в Одессе, где жили родственники семьи Левитанов. После революции был арестован, так как имел антикварный магазин. Потом его выпустили, а через несколько лет он уехал во Францию, жил и умер в Париже.
Писал пейзажи, натюрморты, цветы в импрессионистской манере. С 1935 году выставлялся в салонах: «Осеннем», «Тюильри» и «Независимых». Провел выставки в галерее Charpеntier в Париже (ноябрь 1935 года и ноябрь 1937 года) и галерее P. Loujetzky в Гааге (1938 году). Одну работу приобрел музей Гренобля. В 1945 году участвовал в Выставке русских художников, устроенной в Париже Союзом советских патриотов, в 1947 году – в аналогичной выставке, устроенной Союзом советских граждан.
В 1953 году провел в городе Вителе во Франции последнюю выставку, после закрытия которой скоропостижно умер.
Похоронен на кладбище в Исси-ле-Мулино под Парижем. В 1955 году посмертная ретроспектива состоялась в галерее Bernheim-Jeune в Париже.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 3 картины:
1. «Вечер в деревне», 1909 год, холст, масло, 37х 49. Поступила в музей в 1978 году, дар Яковлевского льнокомбината.
2. «Пейзаж с воротами и изгородью», холст, масло, 40х60. Поступила в музей в 1975 году из коллекции Вишневского Ф. Е.
3. «Закат», холст, масло, 36х49. Поступила в музей в 1978 году, дар Яковлевского льнокомбината.
25 января 2012 года исполнилось 180 лет со дня рождения Ивана Ивановича Шишкина
Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-1895) Академии художеств, член - учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Иван Иванович родился в городе Елабуга в Вятской губернии 25 января 1832 года в купеческой семье. Свое начальное образование И. И. Шишкин получил в Казанской гимназии. В 1852 году он поступил в Московское Училище Живописи, успешно его закончил, а затем продолжил учебу в Академии Художеств Петербурга. В стенах этого заведения художник получал знания с 1856 по 1865 год. Кроме академического рисунка И. И. Шишкин оттачивал свое мастерство за пределами Академии, в живописных местах пригорода Петербурга и на острове Валаам.В первый год пребывания живописца в академии ему были присуждены две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. В 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 году - малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, наконец, в 1860 году - большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме.
Получив право на поездку за границу в качестве «пенсионера академии», пейзажист направился в Германию, в Мюнхен, затем в Швейцарию, в Цюрих. Всюду И. И. Шишкин занимался в мастерских известнейших художников. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» получил звание академика живописи.
В 1866 году Иван Иванович возвратился в Петербург. Путешествуя по России с художественной целью, ежегодно выставлял свои произведения в Петербургской Академии Художеств. После того как учредилось Товарищество передвижных выставок, представлял там свои работы. Он написал много картин соснового леса, среди самых известных – «Утро в сосновом бору», «Ручей в лесу», «Заповедник. Сосновый бор», «Сосновый лес», «Туман в сосновом лесу». И. И. Шишкин входил в состав кружка аквафортистов.
В 1873 году Петербургская академия возвела художника в звание профессора за приобретённую картину «Лесная глушь». В 1892 году Иван Иванович был приглашён руководить учебной пейзажной мастерской, но, по различным обстоятельствам, исполнял эту должность недолго. Он умер скоропостижно в Петербурге 8 (20) марта 1898 года, работая над новой картиной.
Картины художника находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, а также во многих малых и больших музеях нашей страны. Особо хранят потомки память пейзажиста на родине художника. В Елабуге установлен памятник И. И. Шишкину, с 1962 года действует Мемориальный Дом-музей живописца, рядом с которым расположены Шишкинские пруды. Его именем названа улица в городе и Детская художественная школа № 1.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 2 картины:
1. «Луг на опушке леса. Сиверская», 1887, холст, масло, 33,5 х 53,5. Поступила в музей в 1985 году.
2. «Лесная заводь. Осень», холст, масло, 103 х 67,4. Поступила в музей в 1987 году.
В настоящее время картины находится на юбилейной выставке художника в Рыбинском музее-заповеднике. С открытием Музея пейзажа в Плесе эти работы будут представлены в основной экспозиции «Русской живописи конца 19 - начала 20 века».
6 октября 2012 года исполнилось 155 лет со дня рождения Сергея Ивановича Светославского
Имя Сергея Ивановича Светославского в пейзажной живописи XIX века было одним из самых значительных. За все годы своего творчества он прочно подтвердил статус выдающегося мастера реалистического пейзажа. Он стремился как можно глубже проникать в сокровенную жизнь русской природы, развивать живописное мастерство с присущим ему демократическим пафосом.Сергей Иванович Светославский родился 6 октября 1857 года в Киеве, по происхождению - дворянин. Живописец, график, пейзажист, маринист, жанрист, анималист. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1874-1882), где был, наряду с И. И. Левитаном и К. А. Коровиным, одним из талантливейших учеников В. Г. Перова и А. К. Саврасова. С 1879 член и экспонент объединений: Товарищество передвижных художественных выставок, Московское общество любителей художеств и других. С 1890-х жил преимущественно в Киеве. Путешествовал по Кавказу, Средней Азии, Украине. Продолжая традиции русского и украинского реалистического пейзажа, Сергей Иванович писал лирические виды (в основном сельской природы). Нередко обогащал их жанровыми или анималистическими сценками, разрабатывал проблемы освещения к тонким колористическими эффектам: «К весне», 1887, (Третьяковская галерея), «Вечер в степи», 1905, (Музей украинского изобразительного искусства УССР), Киев. С. И. Светославский обращался также к теме городского пейзажа: «Москва. Василий Блаженный», 1893, (Музей украинского изобразительного искусства УССР), Киев.
Творческая деятельность С. И. Светославского прервалась болезнью глаз. Почти полная потеря зрения перед Октябрьской революцией 1917 года, заставляет художника искать спасения в глубоком уединении и без любимого занятия живописью до конца жизни. Умер Сергей Иванович 19 сентября 1931 года в Киеве. Украинский художник-пейзажист похоронен на Лукъяновском кладбище.
Его творчеству посвящен целый ряд альбомных изданий. В 2003 году в Национальном художественном музее Украины экспонировалась большая выставка – «Свет Сергея Светославского». Произведения художника хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, музее Киева, других музеях Украины и России.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 1 картина:
«Половодье», 1900-е, холст, масло, 89 х 132. Поступила в музей 1988 году.
С открытием Музея пейзажа в Плесе картина будет представлена в основной экспозиции «Русской живописи конца 19 - начала 20 века».
12 февраля 2012 года исполнилось 140 лет со дня рождения Витольда Каэтановича Бялыницкого-Бирули
«Он был одним их тех скромных, простых последователей Левитана, так же сильно и преданно любившим русскую природу, хотя и не достигшим высот своего учителя… Пройдут годы, и его работы будут цениться так же, как сейчас ценятся в Европе работы малых голландцев.» (Наширванов Б.Н.)Живописец, народный художник Белоруссии (1944) и РСФСР (1947), действительный член АХ СССР (1947). Витольд Каэтанович Бялыницкий - Бируля (настоящая фамилия - Бируля) родился 31 января (12 февраля) 1872 г. в деревне Крынки Могилевской губернии. Псевдоним взял по родному Белыницкому (Бялыницкому) району Могилевщины. Художественное образование получил в Киевской рисовальной школе у Н. И. Мурашко, затем в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1889—1897) у С. А. Коровина, В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова. Еще в 1892 году его картину «Из окрестностей Пятигорска» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков, что случалось чрезвычайно редко с молодыми авторами. В 1904 году В. К. Бялыницкий - Бируля становится членом Товарищества передвижных художественных выставок. В 1908 году за картину «Дни ранней весны» получает звание академика живописи. В 1909 году Витольд Каэтанович удостоен золотой медали Международной художественной выставки в Мюнхене за картину «Час тишины».
В своем творчестве В. К. Бялыницкий - Бируля продолжал и развивал традиции русского лирического пейзажа XIX в. Его гармоничные, изысканные по колориту картины-пейзажи представляют собой лирические раздумья автора о вечности природы. В спокойных, уравновешенных композициях мастера открывается широкий простор полей и лесных далей с величаво очерченным горизонтом. После 1917 года Бялыницкий - Бируля, подобно В. Н. Бакшееву, К. Ф. Юону, И. Э. Грабарю, стал одним из основных хранителей традиций русского реалистического пейзажа. Большое место в его творчестве заняли изображения памятных мест, связанных с жизнью и творчеством деятелей русской культуры: в 1928 году им была исполнена серия пейзажей Ясной Поляны - усадьбы Л. Н. Толстого, в 1937 году - виды Пушкинских Гор, в 1942 году - пейзажи с изображением усадьбы П. И. Чайковского в Клину. В 1944 году Бялыницкий - Бируля создал серию картин, запечатлевших памятники древнерусского зодчества в окрестностях Архангельска. Летом 1947 году художник писал пейзажи Белоруссии, с природой которой он был знаком еще с детства. В них воплотилась мудрость художника, обретенная за многие годы творческой работы.
Умер живописец 18 июня 1957 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Работы художника находятся в Третьяковской галерее, а так же в музеях городов: Костромы, Нижнего Новгорода, Красноярска, Воронежа, Томска, Челябинска, Ставрополя, Одессы, Днепропетровска, Киева, Минска (Национальный художественный музей Республики Беларусь), Могилёва и Белынич.
В Белыничах и Могилёве действуют два художественных музея имени академика живописи В. К. Бялыницкого-Бирули, где экспонируются десятки полотен художника. В городском поселке Белыничи и Могилёве именем знаменитого живописца названы улицы. В Могилёве у музея В. К. Бялыницкого-Бируля установлен бюст художника.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 7 картин:
1. «Весенний разлив», 1905, холст, масло, 70 х 54. Поступила в 1975 году из коллекции Ф. Е. Вишневского г. Москва.
2. «Весна. Мельница в лесу», холст, масло, 71 х 57. Поступила в музей в 1975 году из коллекции Вишневского Ф. Е. г. Москва.
3. «Зима. Деревня. Лунная ночь», холст, масло, 67 х 101. Поступила в музей в 1984 году.
4. «Осень», 1898, картон, масло, 47 х 60. Поступила в музей в 1975 году.
5. «Осенний пейзаж», холст, масло, 45 х 58. Поступила в музей в 1983 году.
6. «Осень в заполярье», 1935, картон, масло, 45 х 55. Поступила в музей в в1987 году.
7. «Начало осени», 1935, картон, масло, 45 х 58. Поступила в музей в 1987 году.
С открытием Музея пейзажа в Плесе картины будут представлены в основной экспозиции «Русской живописи конца 19 - начала 20 века».
24 декабря 2012 года исполнилось 150 лет со дня рождения Василия Николаевича Бакшеева
В. Н. Бакшеев принадлежит к советским художникам старшего поколения. Его творческий путь начался в годы, когда создавали свои произведения корифеи русского реалистического искусства – И. Е. Репин и В. И. Суриков, И. И. Левитан и В. А. Серов, В. В. Верещагин и В.Д. Поленов. Василий Николаевич являлся участником выставок передвижников. Его товарищами были А. Е. Архипов, М. В. Нестеров, К.А. Коровин, К. Ф. Юон и многие другие замечательные русские живописцы. Сначала В. Н. Бакшеев работал как художник-жанрист, и лишь позднее, уже после Великой Октябрьской социалистической революции, его увлекла пейзажная живопись.Василий Николаевич Бакшеев родился 12(24) декабря 1862 года в Москве в семье чиновника. После окончания шестиклассного училища в 1877 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Однако впоследствии увлечение живописью взяло верх, и В. Н. Бакшеев перевелся на живописное отделение. Преподавателями у него были В. Е. Маковский и А. К. Саврасов. Первые произведения художника получили высокую оценку самого В. В. Верещагина. Картина «Девушка, кормящая голубей» (1887, Третьяковская галерея), показанная на выставке в МУЖВЗ, обратила на себя внимание П. М. Третьякова и была приобретена им для своей коллекции, а за картину «Возвращение с богомолья», написанную в 1888 году, Василию Николаевичу присваивают звание классного художника. Несколько следующих жанровых картин упрочили за художником репутацию реалиста, придерживающегося лучших традиций русской живописи.
В 1880-х годах творчество художника представлено пейзажной живописью. Произведения данного периода созданы в лучших традициях лирического пейзажа. Среди наиболее известных картин следует отметить «Прорубь», написанную в 1887 году. Из более поздних пейзажей наибольшую известность получили произведения «Первая зелень» (1900), «Поля» (1902), «Осень. Прощальные лучи» (1915). С 1891 года Василий Николаевич Бакшеев экспонирует свои произведения на выставках Товарищества передвижников, а с 1896 года вступает в его ряды. Живописец вместе со своими коллегами занимался не только творческой деятельностью, но и организационными вопросами, являясь уполномоченным Товарищества по Москве, также занимался и педагогической работой: с 1897 году он стал преподавать в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1913 году художник получает звание академика. После Октябрьской революции В. Н. Бакшеев работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины. События 1917 года оказали влияние на творчество художника. В 1922 году он вступает в Ассоциацию художников революционной России (АХРР) и участвует в ее выставках. Пейзаж оставался главным в творчестве Бакшеева. Художник восхищался природой, ее жизнью. Для каждого ее состояния, для каждого времени года он находил особенное сочетание красок. Больше всего живописец любил раннюю весну, а смена времен года, наступление осени ассоциируются у Василия Николаевича с ходом жизни человека.
В. Н. Бакшеев в 1943 году стал лауреатом Сталинской премии. Много работал как педагог: с 1894 года преподавал в МУЖВЗ и других училищах. Умер Василий Николаевич в Москве 28 сентября 1958 года. Посмертно вышли его «Воспоминания» (1963).
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 1 картина:
«Вечер. Прудик», 1929, холст, масло, 47 x 61. Поступила в музей в 1984 году.
С открытием Музея пейзажа в Плесе картина будет представлена в основной экспозиции «Русской живописи конца 19 - начала 20 века».
8 июня 2012 года исполнилось 150 лет со дня рождения Мануила Христофоровича Аладжалова
«...Аладжалов очень любил пейзаж средней полосы России и умел находить в нем массу разнообразия. Один и тот же мотив он готов был повторять по несколько раз и повторял, стараясь уловить в нем новый звук, новое состояние, и, находя, переносил на свои небольшие полотна светлую грусть русских деревень, покой и тишину русских вечеров, мягкость и теплоту русской жизни.» – пишет Е. Киселев в книге «Среди московских художников». М. Х. Аладжалов принадлежал к заметным живописцам первой трети ХХ века, продолжавшим традиции русской пейзажной школы. В своем творчестве Мануил Христофорович раскрывал красоты природы центральной России, излюбленными мотивами художника были зимние деревенские пейзажи. Писал густыми пастозными мазками, используя ограниченное число красок, стремясь к сохранению впечатления натурной непосредственности и свежести цвета.Мануил Христофорович Аладжалов родился 8 июня 1862 года в купеческой семье в городе Нахичевань. После учебы в гимназии в городе Ростов-на-Дону поступил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Учителями М. Х. Аладжалова были выдающиеся русские художники А. К. Саврасов, В. Е. Маковский, И. М. Прянишников, благодаря которым он проникся любовью к русскому реалистическому пейзажу. К нему с большой симпатией и теплотой относились такие великие мастера русской кисти, как И. И. Левитан, А. Е. Архипов, К. А. Коровин. В 1887 и 1889 годах за рисунок и этюд художник был награжден двумя малыми серебряными медалями, в 1890 и 1891 годах - большой серебряной медалью.
Живописец всю жизнь прожил в Москве, выезжая лишь на этюды в окрестности или на берега Волги. М. Х. Аладжалов принимал активное участие во многих художественных объединениях России конца XIX - начала XX столетия: Союз русских художников, Московское товарищество художников, Объединение художников реалистов, Товарищество передвижных художественных выставок и ряда других. Экспонировал свои работы на ученических выставках в МУЖВЗ (1882–1885, 1887–1891), выставках Московского общества любителей художеств (1889–1890, 1892–1899, 1901), с 1893 года - член Общества Московского товарищества художников (1894, 1895, 1897), ТПХВ (1900–1902), 36-ти художников (1901–1903), «Мира искусства» (1903). В 1903 году стал одним из основателей Союза русских художников, входил в художественный кружок «Среда», в 1902 году преподавал в Центральном Строгановском училище технического рисования (Строгановском художественно-промышленном училище).
Многочисленные холсты М. Х. Аладжалова были посвящены природе средней полосы России различных времен года: «К весне», «Зима в деревне», «Лето в деревне», «Лунная ночь», «Зима», «Ранняя весна», «Летний вечер», «В Плесе Костромском», «На реке Москве», «Плоты», «Начало весны», «Река в лесу», «Дали и небо».
После революции 1917 года Мануил Христофорович продолжал активно работать. В 1927 году художник стал одним из членов-учредителей Общества художников-реалистов и участвовал в первой и второй выставках Общества (1927–1928). Экспонировал свои работы на 2-й Государственной выставке картин в Москве (1919), выставке объединения «Жар-цвет» (1925), выставках советского искусства за рубежом.
Произведения М. Х. Аладжалова находятся во многих музейных собраниях России, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, в ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственном литературном музее, в Пензенской областной картинной галерее им. К. А. Савицкого, в Химкинской картинной галерее, в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева и других. Похоронен художник на Армянском Ваганьковском кладбище в Москве.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 4 картины:
1. «Пейзаж с паровозом», картон, масло, 29,5 х 43,5. Поступила в музей в 1983 году.
2. «Осенний пейзаж с рекой», 1898, холст, масло, 57 х 80. Поступила в музей в 1986 году.
3. «После заката», 1908, холст, масло, 27 х 39. Поступила в музей в 1980 году, дар Смирновой Е. Е.
4. «Пейзаж», 1883, холст на картоне, масло, 29 х 40. Поступила в музей в 1984 году.
С открытием Музея пейзажа в Плесе картины будут представлены в основной экспозиции «Русской живописи конца 19 - начала 20 века».
В 2012 году исполнилось 175 лет со дня рождения Александры Егоровны Маковской
Творчество А. Е. Маковской мало известно «широкому» зрителю и почти не изучено. Подлинный объем ее художественного наследия не известен. Однако факт более чем тридцатилетнего активного участия художницы в выставочной деятельности свидетельствует о существовании большого количества ее произведений. Картины Маковской отличает достаточно высокий уровень исполнения. Они представляют собой типичный пример искусства пейзажа в России второй половины XIX столетия.Александра Егоровна Маковская - живописец, пейзажист, родилась в Москве, старшая из детей известного московского любителя искусств, одного из основателей Московского училища живописи и ваяния - Егора Ивановича Маковского (1800—1866). В доме Маковских часто собирались деятели культуры и московские художники. Сам Е. И. Маковский был способным художником-любителем. Он и способствовал художественному образованию своих детей, так что Александра просто не могла не заниматься живописью. Ее братья - Константин (1839-1915), Николай (1842-1886) и Владимир (1846-1920) - известнейшие художники, оставившие заметный след в истории отечественного искусства. А. Е. Маковская не столь известна, как ее братья. И все же, как отмечал строгий В. В. Стасов, А. Е. Маковская была среди тех, кто не без даровитости и успеха занимается своим делом, создавая прекрасные пейзажи.
Живописью она занялась довольно поздно - в начале 1860-х годов. Специального образования не получила, так как во второй половине XIX века женщина-художник все же была исключение, нежели правило. Первые уроки дал отец, а постоянными преподавателями стали братья Константин и Владимир. С 1866 года начала самостоятельно выставлять свои работы на выставках «Общества поощрения», «Московского общества любителей художеств», «Общества русских акварелистов», «Мира искусства». Её картины пользовались популярностью среди любителей русской живописи. П. М. Третьяков и С. А. Бахрушин с удовольствием приобретали их в свои коллекции. В Третьяковской галерее представлена одна из лучших её работ «В окрестностях Петербурга». А. Е. Маковская стала одной из первых в России женщин-художниц, всю жизнь зарабатывавших трудом художника.
Александра Егоровна Маковская умерла в 1915 году и похоронена в Петербурге.
В 1997 году картины художницы были представлены на выставке «Семья Маковских» в Государственной Третьяковской галерее. Работы художницы находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 1 картина:
«В лесу», 1874, дерево, масло, 14 х 19,5. Поступила в музей в 1975 году.
С открытием Музея пейзажа в Плесе картина будет представлена в основной экспозиции «Русской живописи конца 19 - начала 20 века».
17 сентября 2012 года исполнилось 135 лет со дня рождения Нестерова Федора Панфиловича
Творчество художника посвящено простым русским людям, из среды которых он вышел и с которыми прожил жизнь. Он умел раскрывать красоту и поэзию в простом и повседневном. Задушевность и искренность - самые привлекательные черты его творчества. Вот почему среди работ нет таких, мимо которых можно пройти равнодушно. Каждый, пусть несложный сюжет раскрыт так ощутимо и правдиво, что зритель чувствует себя соучастником всего увиденного. Строгий рисунок, неброский колорит и законченность - основные качества техники его живописи.Художник Ф. П. Нестеров родился в 1877 году в деревне Мащено (ныне Денисово) Тульской губернии. В шесть лет остался круглым сиротой, а в двенадцать - был отдан «в ученье» в иконописную мастерскую. В это же время в нем пробудилась страсть к живописи, и в 1898 году он добивается зачисления в Пензенское художественное училище. Ему посчастливилось учиться у замечательного художника К. А. Савицкого, возглавлявшего это училище. В 1903 году Ф. П. Нестеров поступил в Петербургскую Академию художеств и учился у И. Е. Репина и П. П. Чистякова, которые привили будущему живописцу основы реалистического мастерства. В 1913 году Федор Панфилович успешно окончил Академию. В этом же году получил звание художника за картину «Встреча св. Варлаама Хутынского с Новгородским митрополитом Антонием». Еще во время учебы он был участником всех академических выставок, а после её окончания - выставок «Товарищества петроградских художников». Для них художник напряженно работал над бытовыми сценами городских окраин, портретами, эскизами. На последней выставке этого объединения в 1918 году ему была присуждена вторая премия. Работы этого периода попали в частные собрания. В 1916 году художника мобилизовали в армию. После Октябрьской революции он оформлял рабочие клубы, писал портреты деятелей революции.
В конце 1918 года Наркомпрос направил Ф. П. Нестерова из голодающей Москвы в город Суджу в качестве учителя. Из-за разрухи школы были закрыты, и художника послали в село Лебедевку, затем весной 1919 года он перебрался в село Русское Поречное. В этих селах он написал немало портретов с крестьян. Зимой 1919 года решением Суджанского исполкома Федора Панфиловича мобилизовали для художественного оформления города. В течение пяти лет к каждому революционному празднику он оформлял здания советских учреждений и колонны демонстрантов, писал портреты вождя революции. Художник участвовал в проектировании первого театрального здания в городе Судже, а после его возведения расписал портал сцены и создал несколько панно для фойе. Им же была оформлена открытая сцена в городском саду. В 1923 году Федор Панфилович переехал в Москву, откуда каждое лето до 1929 года приезжал в Суджу. Над серией «Куряне» художник начал работать в 1919 году, ежегодно пополняя её новыми работами. Серия «Беспризорники» создана в 1925 году, когда в Суджанский детский дом собирали беспризорных подростков со всей области.
Ф. П. Нестеров прожил долгую жизнь, скончался в 1966 году. За шестьдесят лет творческой жизни он создал целую галерею портретов своих современников. Перед нами проходят образы передовых советских людей, разных возрастов, профессий, характеров. В каждом портрете можно увидеть стремление художника к раскрытию психологического содержания и мироощущения оригинала. К 100-летию со дня рождения Нестерова Фёдора Панфиловича в городе Суджа была открыта мемориальная доска на доме, где жил художник.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 1 картина:
«Поле цветущей гречихи», 1903, картон, масло, 14 х 28. Поступила в музей в 1988 году.
10 декабря 2012 года исполнилось 150 лет со дня рождения Петра Исааковича Геллера.
Петр (Песах) Исаакович Геллер - художник-живописец, родился 1862 года в Шклове. В возрасте 6 лет он с родителями переселился в Керчь - Еникале, где получил домашнее образование. Подготовившись в Одесском рисовальном училище, он в 1878 году поступил в Петербургскую академию художеств, которую окончил в 1883 году. За картину «Посвящение Иоанна Грозного перед смертью в монахи» Геллер получил звание «классного художника 1-й степени» (1886). Первая его картина на вольный сюжет «Присяга евреев-новобранцев» была приобретена с академической выставки 1887 года музеем Императорской Академии художеств. С того времени Геллер стал ежегодно выставлять картины на исторические и бытовые темы.П. Е. Геллер - участник выставок «Санкт-Петербургского общества художников», АХРР, «Общества художников им. А. И. Куинджи», Императорской Академии художеств. Из крупных работ его: «Пошехонская старина» (1890), «Отправка детей из воспитательного дома» (1891), «Посещение приюта дамой-патронессой» (1892), «Прием новобранцев» (1893), «Иоанн Грозный и юродивый Никола Салос» (1894), «Возвращение сельского старосты с коронации» (1897), «Пушкин в селе Михайловском» (1899), «Тактические соображения генерала» (1901), «Неожиданное послание Павла I к Суворову» (1902), «Малолетний Людовик ХV у Петра Великого в Париже» (1903), «Гоголь среди великих друзей» (1904), «Душа моя скорбит» (1905), «Легендарный старик Федор Кузьмич» (1908) и другие. Как крупные работы Геллера, так и мелкие, почти всецело посвящены русской жизни и русской истории. Еврейские темы весьма редко вдохновляли Петра Исааковича. Только события тех лет в России, когда были погромы, репрессии и повальное бегство евреев из разоренных мест, позволили художнику показать исключительное положение евреев в стране. Были написаны картины «После погрома», «За что?» (1907), «Евреи на вокзале» (1907), «Доколе, о Господи!» (1909), которые принадлежат к лучшим работам Геллера.
Художник скончался в 1933 году и был похоронен в Петербурге на Преображенском кладбище.
Произведения П. И. Геллера хранятся в ГТГ, ГРМ и других музейных и частных собраниях.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 1 картина:
«На Волге», 1886, холст, масло, 15,8 х 26,2. Поступила в музей в 1987 году.
28 апреля 2012 года исполнилось 150 лет со дня рождения Савелия Моисеевича Зайденберга
Известный русский художник, педагог Савелий Моисеевич Зайденберг родился 28 апреля 1862 года.С. Н. Зайденберг первое художественное образование получил в Киевской рисовальной школе. В 1882 году он поступил в Петербургский университет и записался вольнослушателем в Академию художеств. Но в 1895 году С. Н. Зайденберг перешел в действительные студенты Академии художеств. Учебу успешно закончил в 1891 году, однако участвовать на выставках академии начал с 1883 года. За свои достижения был отмечен медалями: в 1884 году – 2-я серебряная; в 1886 году - 2-я и 1-я серебряные; в 1888 году – 1-я серебряная; в 1890 году - 2-я золотая за картину «Апостол Петр исцеляет хромого». Савелий Моисеевич в 1891 году был удостоен звания «Классного художника исторической живописи I степени». С. Н. Зайденберг был участником выставок: «Весенние выставки в залах Императорской Академии художеств», «Еврейское общество поощрения художеств», «Общество художников исторической живописи», «Товарищество художников».
В начале XX века Савелий Моисеевич преподавал в собственной художественной студии «Школа живописи и рисования», был учредителем «Общества имени А.И. Куинджи». Среди его учеников были Ю. П. Аненков, Н. П. Акимов, М. З. Шагал и другие.
Художник работал и жил в Санкт-Петербурге. Умер С. Н. Зайденберг в блокадном Ленинграде в 1942 году.
В собрании Плесского музея-заповедника находятся 1 картина:
«В лес по грибы», 1890, холст, картон, масло, 40х 32. Поступила в музей в 1988 году.