Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

«Волжский пейзаж» 1943 года...

06.12.2018

Данилова В.П., Зав.отделом музея пейзажа

Кузнецов А.М. Волжский пейзаж.jpg

В фондовой коллекции Плесского музея-заповедника хранится картина Аркадия Максимовича Кузнецова (1895-1963) «Волжский пейзаж», написанная в Плесе в 1943 г. Работа прошла реставрацию в Костромском филиале Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря и в настоящий момент размещена в постоянной экспозиции Музея пейзажа.i
Художник изобразил на картине изгиб реки Волги, набережную, храм Св. Великомученицы Варвары, здание Музея пейзажа (на момент написания картины - городской школы). Удивительное спокойствие разлито в воздухе: мы видим низкий горизонт, серо-голубое небо с розовато-белыми облаками, ровный берег реки с отмелями, заросшими травой, лодку. Однако год создания работы исподволь заставляет зрителя почувствовать в мнимом покое внутреннее напряжение…
Живописное полотно предоставляет сегодняшним жителям и гостям города уникальную возможность увидеть, каким был Плес до постройки Горьковского водохранилища. В конце 50-х гг. XX в. произойдет масштабное преобразование всего облика города: набережная будет укреплена и надсыпана, уровень воды в реке Волге поднимется на 6-8 метров, она станет шире на 200 метров. Будут затоплены прекрасные песчаные отмели, склады, сараи, подвалы и первые этажи домов. Сегодня все здесь выглядит совершенно иначе, а мастер, работая над пейзажем, вероятно, даже и не осознавал, как интересен будет этот волжский вид для потомков много лет спустя.

Аркадий Максимович Кузнецов – живописец и педагог, родился в 1895 г. в городе Иваново-Вознесенске. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. После окончания училища, в 1914 г. вернувшись на родину, молодой художник активно окунулся в художественную среду. 25 апреля 1919 г. в Иваново-Вознесенске был образован Подотдел по делам музеев при местном Губернском отделе Народного образования и охране памятников искусства и старины. Подотдел осуществлял работу по сохранению и развитию Иваново-Вознесенского губернского музея. Директором музея был назначен 24-летний художник Аркадий Максимович Кузнецов. В начале 1920 гг. музейная коллекция энергично пополнялась из складов реквизированного коммунальными отделами имущества. Особенно значительно пополняли музей предметами помещичьего усадебного быта: фарфором, хрусталем, бронзой, художественным металлом, мебелью, картинами и другими предметами.ii
В 1928 г. А. М. Кузнецов, являясь членом Иваново-Вознесенского отделения АХРР, становится преподавателем Художественных курсов, на базе которых в 1930 г. был открыт Художественно-педагогический техникум, переименованный позднее в Художественное училище.iii Одним из активных организаторов училища был художник-педагог А. М. Кузнецов. Он и его коллеги: ученик В. А. Серова - М.С. Пырин, ученик К. С. Петрова-Водкина - Н. П. Секирин, выпускник Московского училища живописи, ваяния и
зодчества и Академии художеств И. Н. Нефедов, Н. Г. Буров, Н. Н. Мельников, В. П. Леонов отдали немало сил, творческой энергии становлению учебного заведения, росту его авторитета.iv Потребность в специалистах и состояние их подготовки в молодом техникуме позволило уже в 1932 г. выпустить 18 художников-педагогов.v Второй выпуск состоялся в 1935 г. Учениками А. М. Кузнецова в Ивановском художественном училище были М. С. Агеев, К. А. Прохоров , М. Н. Троицкий, С. Н. Троицкий и многие другие художники, ставшие потом известными не только в Ивановском крае.
С 1944 по 1948 гг. Аркадий Максимович был председателем Ивановского областного Союза советских художников. Позже его пригласили преподавать в Московский художественный институт им. В. И. Сурикова.vi «В институте у нас преподавал замечательный педагог Аркадий Максимович Кузнецов. Он приходил в аудиторию, смотрел на нас с досадой и говорил: «Что же вы, мужики, так карандашом-то ругаетесь? Карандаш-то петь должен!» - и начинал читать стихи Пушкина…», - вспоминает Вячеслав Назарук, художник, скульптор, иллюстратор, мультипликатор.vii В воспоминаниях одного из самых известных современных русских художников Эрика Булатова также находим: «Бунт в Суриковском был в 1956-м, уже прошел 20-й съезд партии, люди ждали перемен, проникли сведения о современном европейском искусстве, много говорили о нашем искусстве 20-х годов, шли бурные споры. Среди преподавателей, чьи имена теперь никому не известны, выделялся Аркадий Максимович Кузнецов, подписывавший приказы славянской вязью (он был по научной части). Во время спора о современном французском искусстве он заявил студентам: «Вот что я скажу вам, ребята. Дело все в том, что Ван Гог, Гоген, Пикассо - это все явреи, явреи, явреи! А яврей, он родины лишен, он космополит. Так что, какое там французское? Яврейское искусство!»viii
«Его своеобразный ивановский выговор передразнивали все студенты. Кузнецов не состоял в партии, умел ладить с начальством и вообще с людьми. У него дома была коллекция древних, из кости, резных иконок, и среди них – византийские, из слоновой кости. Кузнецов писал длинные голубоватые пейзажи, явно под Александра Иванова. Он подружился с президентом Академии Герасимовым, ездил к нему в мастерскую, в чум, ел там плов, приготовленный Тамарой Ханум, и устроил в институт ее дочку Ванцетту. Водку, как старообрядец, Кузнецов вообще не пил, не курил» - пишет в своих воспоминаниях художник Алексей Смирнов.ix
А. М. Кузнецов станет профессором, проректором Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, а затем перейдет работать в отдел методики Академии художеств. Там он активно сотрудничал с Элием Михайловичем Белютиным и писал чудесные книги по искусству.x Аркадий Максимович никогда не забывал и живопись. Принимал участие в выставках Иваново-Вознесенского филиала АХР, художников педагогов из училищ, «Художники старшего поколения РСФСР», выставлялся на областных, межобластных, всесоюзных выставках.
Произведения А. М. Кузнецова находятся в фондах Ивановского областного художественного музея, в частных коллекциях России и за рубежом. В фондовой коллекции Плесского музея-заповедника хранятся две работы мастера.

i Фото картины А. М. Кузнецова, фондовая коллекция Плесского музея-заповедника 
ii Судьба коллекций Д. Г. Бурылина, Ирина Ермоленкова (2005 г.) http://ivmk.net/lithos-ermol01.htm 
iii Фото, История Училища, https://www.iohu.ru/history.html 
iv История Училища, https://www.iohu.ru/history.html 
v Фото первого выпуска Художественного училища, https://www.iohu.ru/history.html 
vi http://surikov-vuz.com/institute/history/ 
vii http://www.bossmag.ru/archiv/2008/boss-08-2008-g/vyacheslav-nazaruk-radost-byitiya.html 
viii Эрик Булатов, «Разговоры в зеркале» https://syg.ma/@panddr/po-drughuiu-storonu-povierkhnosti-biesieda-s-erikom-bulatovym 
ix Смирнов Алексей Константинович "Заговор недорезанных", Страница 28. http://bukabooks.com/kniga/01875/zagovor-nedorezannykh/page-26 
x Карточки книг. Школа изобразительного

Следите за новостями в соцсетях: