Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Картина из фондовой коллекции Плесского музея-заповедника участвует в проекте "Исаак Левитан и авторский кинематограф"

Картина из фондовой коллекции Плесского музея-заповедника участвует в проекте "Исаак Левитан и авторский кинематограф"

В Еврейском музее и центре толерантности (Москва) 4 октября 2018 г. начала работу выставка "Исаак Левитан и авторский кинематограф". Проект показывает классические работы Левитана через их отражение в кинематографе. Выставка оживляет классические работы пейзажиста, показывает их близость современной реальности, задает новый тон в восприятии. Каталог выставки с ярким названием «Сними мне Левитана!» подробно рассказывает о значении и тонкостях передачи пейзажей в кино.
В экспозицию вошли 35 работ Исаака Левитана из коллекций государственных и частных музеев, в том числе картина «Полустанок», предоставленная Плесским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Картина написана в 1880-е гг. и относится к ранним работам Левитана. По мнению исследователей, в этой работе художник одним из первых в русской живописи попытался выразить особенную поэзию железной дороги. 
Алла Чаянова, директор Плесского музея-заповедника:
- Мы всегда рады расширять границы и участвовать в новых проектах. Конечно, картины из постоянной экспозиции Мемориального Дома-музея И. И. Левитана практически не путешествуют, для этого нужны очень веские причины или серьезные поводы. Замечательно, что сегодня - именно такой повод, и мы открываем двери для взаимных контактов и, надеемся, для плодотворного культурного обмена.

На выставке «Исаак Левитан и авторский кинематограф» работы пейзажиста встроены в контекст авторского кино, вдохновленного живописной лирикой художника. Как отмечают организаторы выставки, мастера отечественного кино - Сергей Эйзенштейн, Андрей Тарковский, Александр Сокуров, Андрей Кончаловский, Роман Балаян, Сергей Соловьев и Андрей Звягинцев - использовали визуальный язык Левитана в своих работах. При этом российское авторское кино XX и XXI вв. предложило новое прочтение работ живописца: левитановский пейзаж в кинофильмах является не просто фоном, а выступает в роли действующего лица. 

«Мы нашли много параллелей между пейзажами Исаака Левитана и работами советских и российских кинематографистов, которые выросли и воспитывались на его картинах. Художественный образ русской природы во многих их кинолентах очень близок левитановскому», - рассказал генеральный директор Еврейского музея и центра толерантности Александр Борода.

Создателей выставки вдохновило сходство натур пейзажиста Исаака Левитана и режиссёра Андрея Тарковского, объединённых мотивом странничества. «Странник - "странный человек" в ситуации выбора - дороги, пути и, в конце концов, судьбы - один из ключевых сюжетов и классической русской литературы, и русской живописи, во второй половине XIX века отражавшей, в частности, состояние человека, буквально "не находящего себе места" в общероссийской ситуации беспрестанных перемен», - отмечает главный куратор Еврейского музея и центра толерантности Мария Насимова.

Для того, чтобы по-новому осмыслить присутствие Левитана и его образности в окружающем нас пространстве, Еврейский музей в сотрудничестве с Readymag создал медиапроект «Русская тоска» – интерактивную карту России, которая соотнесла картины художника c локациями, где они были созданы, а кадры из авторского отечественного кино — с местами съемок. Наполнить проект живыми воспоминаниями, переживаниями и опытом, связанным с восприятием русским человеком природы, помогли Борис Гройс, Ольга Свиблова, Павел Пепперштейн, Арсений Жиляев и другие деятели искусства и культуры. 

Выставка «Исаак Левитан и авторский кинематограф»
Еврейский музей и центр толерантности
Москва, ул. Образцова, д. 11, стр. 1А
Экспозиция будет работать до 20 января 2019 г.


Следите за новостями в соцсетях: