Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

ИВАНОВСКИЙ КРАЙ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ/ ПРИВОЛЖСКАЯ НОВЬ ОТ 2.04.2013

29.12.2016

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

В музейно-выставочном комплексе «Присутственные места» работает временная экспозиция «Вместе победим (роль Ивановского края в Смутное время)», посвященная юбилейной дате празднования 400-летия окончания Смуты и восстановления Российской государственности.

В экспозиции представлены уникальные экспонаты XVI-XVII вв. из коллекции музеев Ивановской области: Иванова, Кинешмы, Шуи, Палеха, Холуя, Мыта, Луха и из собрания Костромского музея-заповедника. Сотрудники Государственного исторического архива и Государственного исторического музея Москвы любезно предоставили для экспозиции копии редчайших документов по теме «Смутное время».

Выставка расположилась в двух залах 2-го этажа музейно-выставочного комплекса «Присутственные места». Во вводном зале выставки рассказывается о предпосылках Смутного времени на Руси. Со смертью Ивана Грозного российский престол осиротел – наследник царя Федор Иоаннович был совершенно не способен управлять государством, сам отец отмечал, что Федор более склонен к посту, молитве, чем к государственной службе. Вместо монашества 27-летний наследник получает корону и престол, в регенты Иван Грозный назначает своего приближенного - Бориса Годунова, тот фактически управляет страной вместо «тишайшего» Федора Иоанновича после кончины Ивана Грозного. А после смерти бездетного Федора становится полноправным государем. Нельзя не отметить положительные моменты его правления – налаживание торговых связей с западом, выход к Балтийскому морю …, но - именно Годунов закрепощает крестьян и холопов – вместо 5 летнего срока поимки беглых крепостных вводит 15 летний срок. Невыносимая кабала легла на плечи народа. Среди верхушки власти тоже начались репрессии, особенно пострадали от них потомки Рюриковичей – Романовы. Годунов ссылал бояр в монастыри и насильно постригал в монахи. Еще одна беда обрушилась на Россию в 1601 г. – четыре года неурожая привели народ к бедственному положению – наступил страшный голод, начались эпидемии. В народе поползли слухи, что это наказание божие за то, что пресеклась царская династия Рюриковичей. Борис Годунов был первым выборным царем, получившим престол путем интриг, а не традиционно - престолонаследием. В народе росло недовольство.

Все чаще по стране проходит слух о том, что убиенный в младенчестве сын Ивана Грозного царевич Дмитрий жив и идет с войском из Польши, чтобы занять свой законный трон. Действительно, монах по имени Григорий Отрепьев из Чудова монастыря бежал в Польшу. Там, заручившись поддержкой влиятельного Юрия Мнишека, Лжедмитрий был представлен ко двору польского короля Сигизмунда III. Имея виды на российский престол и на северные территории страны, Сигизмунд снабдил Лжедмитрия войском. Марина Мнишек становится женой Лжедмитрия, в надежде стать русской царицей. После смерти Бориса Годунова, его сын царевич Федор не смог удержать власть: по приказу самозванца его убивают. Правительственные войска переходят на сторону удачливого самозванца Лжедмитрия, и уже в июне 1605 г. Лжедмитрий торжественно въезжает в Москву.

Одним из тех, кто препятствовал воцарению самозванца, был Василий Иванович Шуйский. Насилие поляков, их пренебрежение древними русскими обычаями, непочтительное отношение к православной церкви вызывали недовольство в народе. 17 мая 1606 г. в Москве вспыхнуло восстание – самозванец был убит. Василий Иванович Шуйский стал царем, но обещаний своих, данных народу, не сдержал. На юге России полыхало восстание: одной искры было достаточно, чтобы бурлящий котел народного недовольства вылился гневом на московский престол. В Стародубе появился Лжедмитрий II, к которому стали присоединяться народные силы. В стране установилось двоевластие: царь Шуйский в Кремле, в Тушине - самозванец, прозванный «тушинский вор». Именно с момента появления этой загадочной фигуры в смуту была втянута территория нынешнего Ивановского края.

Во вводном зале в витрине представлен обзор литературы, посвященной теме смуты в Ивановском крае. Книги предоставлены музеями области, а также Областной научной библиотекой. В их числе редкие экземпляры: М.Д. Бутурлин «О месте погребения князя Д.М. Пожарского» 1876 г., «Владимирский сборник» 1857 г., И. Альтовский «Кинешма в смутное время и геройский подвиг ея 26 мая 1609 г.», Машталер Е. «Как отразилось смутное время в Костромской губернии?» 1913 г. и др.

В большом выставочном зале можно познакомиться с картой Ивановской области, с нанесенными на нее городами и селами, пострадавшими в период смутного времени, местами сражений, побед и поражений. Ни один из населенных пунктов не обошло то трагическое время. Период Смутного времени назван так с легкой руки русских писателей XVII в. – это период 1589-1613 гг., время безвластия, голода, войны с интервентами, народных восстаний. Как и по всей стране в нашем крае зрело недовольство народа и вспыхивали народные бунты против лихих поляков, вытаптывающих посевы, угоняющих скот и творящих насилие. Осенью 1608 г. польские, литовские и украинские отряды наемника гетмана Сапеги захватили наш край и заставили присягнуть «тушинскому царю».

Уже в декабре вспыхнуло восстание, которое в Юрьевце возглавил дворянин Федор Красный, в Решме – крестьянин Григорий Лапша, в Холуе – торговец Илья Деньгин. Поднялись Кинешма с воеводой Федором Бобарыкиным, Плес, Мыт и др. населенные пункты. Объединенные силы двинулись на Луховскую крепость, взяли ее и завладели арсеналом. Затем направились к Шуе, где вначале пришли к победе, но потом получили полное поражение от тушинского воеводы Плещеева. Шуя была выжжена вместе с людьми, которые скрывались в своих домах. Народное ополчение то наступало, то вынуждено было отступать до Юрьевца. В краю бесчинствовали отряды Лисовского и Сапеги, хорошо вооруженные, сильные в бою на открытой местности. Это были отъявленные разбойники, не имевшие за душой ничего, кроме жажды богатства. Они грабили города, разоряли церкви, выжигали села вместе с жителями, не щадя ни стариков, ни младенцев. На выставке можно познакомиться с оружием интервентов и ополченцев эпохи смуты: бердыш (Кинешемский художественно-исторический музей), алебарда (Костромской музей-заповедник), чугунные пушки (Литературно-краеведческий музей К. Бальмонта, г. Шуя; Кинешемский художественно-исторический музей), боевой топор, наконечник копья, ядра (Плесский музей-заповедник), вилы, ручной кастет, кистень (Мытский краеведческий музей).

Ивановский край неразрывно связан с именами выдающихся русских полководцев – владевшими здесь землями и поместьями. Русский народ особенно любил русского воеводу Скопина-Шуйского, который показал себя героически в освобождении Троице-Сергиева монастыря. Наш край неразрывно связан с именем еще одного героя – князя Д.М. Пожарского, имевшего родовую вотчину в Холуе. На выставке демонстрируются уникальные экспонаты, связанные с именем Д.М. Пожарского: литография И. Голышева «Вид Борковской-Николаевской пустыни» 1978 г. из коллекции Государственного музея Холуйского искусства, живописное полотно И. Медведева «Минин и Пожарский» 1836 г. из собрания Костромского музея-заповедника и др.

Переломным моментом в народной освободительной борьбе мы можем по праву считать бой, состоявшийся в мае 1609 г. в городе Кинешма. О событиях того времени живописно рассказывает священник Иоанн Альтовский в брошюре, представленной среди экспонатов на выставке, «Кинешма в Смутное время и геройский подвиг ее 26 мая 1609 г.» (1909 г.). В мае 1609 г. огромное многотысячное войско интервентов во главе с Лисовским и Плещеевым направилось к вотчине Д.И. Шуйского - Кинешме. Был канун праздничного дня Вознесения Христова, все горожане отправились в церковь в праздничных одеждах, на торговой площади шумел базар. Воевода Федор Васильевич Бобарыкин получив известие о приближающемся войске противника, нарушив предписание, он оставил свою крепость и вывел свою дружину на Луховской тракт, где был дан страшный бой – 200-300 человек против нескольких тысяч интервентов. Не дождавшийся подмоги из Солдоги и Решмы, Бобарыкин героически погиб в первом бою. Остатки ополченцев дали второй бой, пытаясь остановить врагов на берегу речки Кинешемки. Горожан, которые укрылись в соборе, лисовчики сожгли. Сейчас Кинешма свято чтит память героев: на местах боев установлены поклонные кресты, часовни и памятник герою-воеводе Ф.В. Бобарыкину.

Одним из центральных экспонатов выставки является бюст Ф. Бобарыкина работы скульптора Ю.К. Надежина из коллекции Кинешемского художественно-исторического музея.

Бой был проигран, но впервые за всю историю смуты лисовчики потерпели серьезный отпор от слабо вооруженных крестьян и посадских людей и лишились большого количества своих воинов.

28 июня 1609 г. состоялась битва при острове Мамшин (в районе Решмы). Соединившиеся отряды Соловцова, Износкова, Остренева и Наумова оказались сильнее интервентов - большинство тушинцев были убиты, ранены и пленены. Но, несмотря на серьезные потери, Лисовского разгромить не удалось. Значение этой победы было весьма велико – тушинцы понесли серьезные потери, была ликвидирована угроза Нижнему Новгороду со стороны Юрьевца, что позволило Шереметеву направить основные силы для очищения от тушинцев районов Мурома и Касимова, отборные части Лисовского и Будилы не смогли принять участие в июньских попытках тушинцев завладеть Москвой и Владимиром.

Огромную роль в поддержке национального духа и патриотических чувств во времена смуты играла русская православная церковь. Нельзя не упомянуть о величайших фигурах архимандрита Троице-Сергиева монастыря Дионисия и патриарха Гермогена, которые по просьбе «Совета всея земли» рассылали письма, призывающие направить под Москву подкрепление против поляков. Троице-Сергиев монастырь выдержал 16-ти месячную осаду 15-ти тысячным войском. 2, 5 тысячи крестьян и монахов не покорились врагу, в живых осталось 200 человек, когда войско Скопина-Шуйского освободило монастырь. Патриарх Гермоген был замучен в подвале Чудова монастыря в Кремле. На предложение распустить ополчение, он проклял во все времена захватчиков и умер от голода и жажды. К истории русской православной церкви относят нас представленные на выставке иконы, нательные образки, кресты XVII в. из коллекции Плесского музея-заповедника.

Письма Дионисия дошли в Нижний Новгород, где воевода Алябьев собрал старейшин на совет, один из них – Кузьма Захарьевич Минин предложил зачитать письмо с амвона после службы в церкви. А после этого на торговой площади выкликнул зов собирать пятую или третью копейку с имущества, сам лично посещал дома и накладывал сбор на ополчение. Люди жертвовали массу добра, собрав все необходимое, собрали войско в количестве 2 тысяч человек. Воеводой пригласили князя Д.М. Пожарского, проявившего себя героически в первом ополчении. Вскоре к ополчению присоединились все народности Поволжья, Казань – оно стало Всенародным. В начале января 1612 г. Минин и Пожарский разослали по многим городам призывы направлять свои отряды в ополчение. Ополченцы двигались по берегу Волги, радостное известие ждало их в Юрьевце – горожане собрали «многую казну», к ополчению присоединился многочисленный отряд. 10 марта ополчение прибыло в Решму, затем в Кинешму, которая пополнила войско людьми и запасами. Когда ополченцы остановились в Плесе, к Пожарскому явились посланцы из Костромы с сообщением, что костромской воевода Шереметев держит сторону самозванца. Тем не менее, Пожарский из Плеса пошел прямо на Кострому и встал перед городом на посаде. В Костроме начались волнения посадских людей, они смяли верных Шереметеву немногочисленных костромских дворян и убили бы воеводу, не подоспей вовремя Пожарский. Управлять Костромой он поручил князю Роману Гагарину и дьяку Андрею Подлесову. В зале можно познакомиться с подробной картой похода второго народного ополчения, увидеть полотно художника И. Медведева «Минин и Пожарский» (с гравюры И.С. Щедровского) 1836 г. (Костромской музей-заповедник), большую графическую работу М. Сергеева «Бой у стен Ипатьевского монастыря» (собрание автора).

В конце марта 1612 г. ополчение вступило в Ярославль, где задержалось на 4 месяца – необходимо было собрать и реорганизовать военные отряды, запастись деньгами, боеприпасами. В Ярославле было создано временное правительство «Совет всея Руси». В августе 1612 г. ополчение Минина и Пожарского подошло к Москве и после упорных боев в начале ноября освободило столицу. Героически сражались в первых отрядах на улицах в центре Москвы сам князь Пожарский, героический подвиг совершил и К.З. Минин – неожиданно ударив в тыл врага, тем самым повергая интервентов в бегство и панику. Отряд казаков Заруцкого отбил 400 обозов со снаряжением, оставив врага без поддержки. Осевшие в Кремле поляки испытывали нечеловеческий голод – дошло дело до людоедства, но гордые шляхтичи не собирались сдаваться: в ответ на предложение Пожарского сдаться, они ответили грубыми ругательствами. В октябре враги капитулировали, Пожарский вошел в Кремль с общенациональной святыней - иконой Казанской Божьей Матери, которая всегда находилась в стане. На выставке можно увидеть список иконы Казанской Божьей Матери из коллекции Плесского музея-заповедника.

С ноября 1612 г. временное правительство рассылает грамоты в разные города, призывающие прислать в Москву делегатов для участия в Земском соборе – на выборы нового царя всея Руси. 21 февраля 1613 г. царем был избран юный Михаил Федорович Романов, который находился в то время в Ипатьевском монастыре в Костроме. С его избранием наметился перелом в преодолении Смуты, но еще 7 лет наши земляки принимали участие в боях с поляками, шведами, восставшими казаками, впереди были десятилетия восстановления страны. Портрет первого царя из династии Романовых, а также общий портрет всех Романовых вызовут несомненный интерес у зрителей – эти работы выполнены в виде сувенирных платков, сотканных на Ивановских мануфактурах к юбилейным торжествам (коллекция ИГИКМ им. Д.Г. Бурылина)

События смутного времени нашли отражение и в творчестве мастеров Палеха и Холуя. Работы известнейших миниатюристов Б. Девяткина, А. Костерина, И. Голышева, А. Дыдыкина, А. Морозова можно увидеть на выставке.

Устроители выставки хотели показать, что наш Ивановский край сыграл не последнюю роль в преодолении смуты и восстановлении государственности - мы можем по праву гордиться, что наши предки были в числе тех, кто спас Россию от большой беды. Выставка будет полезна в деле просвещения молодого поколения, всем, кто неравнодушен к истории Российского государства.

При создании экспозиции, написании данной статьи использованы материалы книги А. Кабанова и А. Семененко «Ивановский край в смутное время». – Иваново, 2010.

stat09-01.jpg

stat09-02.jpg

stat09-03.jpg

stat09-04.jpg

stat09-05.jpg

stat09-06.jpg

stat09-07.jpg

stat09-08.jpg

stat09-09.jpg

stat09-10.jpg

stat09-11.jpg

stat09-12.jpg

stat09-13.jpg

stat09-14.jpg

stat09-15.jpg

stat09-16.jpg

Следите за новостями в соцсетях: