Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

«Из прошлого»

21.08.2018

Лебедева Л.М., Научный сотрудник Дома-музея И.И. Левитана

Л. М. Лебедева, г. Плес.
«Из прошлого»
Настоящая статья о художниках, скульпторах и литераторах, приезжавших в Плес в 1904-1917 гг., подготовлена на основе рукописного материала, найденного в архиве моей бабушки - жительницы Плёса Александры Ивановны Лебедевой (1886-1960 гг.)
В основу материала легли воспоминания, составленные В. Лавровой - научным сотрудником [1]НИИ ХВ АПН СССР в 1944 г. по рассказам дочери С. М. Волнухина -   Марии Сергеевны Козицыной-Волнухиной (по запросу Государственной Третьяковской галереи для пополнения биографических сведений о скульпторе).
…В продолжение ряда лет можно было встретить С. М. Волнухина в г. Плесе, окруженного нашим «молодым племенем»…Это был период 1904-1917ггСкульптор Волнухин Сергей Михайлович.jpeg 
Скульптор Сергей Михайлович Волнухин. (1859-1921 гг.)    

                      
Кажется, все наши художники знали Плес – заштатный городок прежней Костромской губернии, теперь Ивановской.
Все мы волжане - ярые патриоты родной Волги: дачники, туристы или местные жители, любим Плес!
Мы всегда искали его изображения в Третьяковке или на временных выставках, а также в литературе: в биографии А. Н. Островского, повестях писателя того времени Евгения Чирикова[2], а позднее в жизнеописании художника [3]П. П. Кончаловского, нашего лауреата Сталинской премии…
…золотистые вечера на Волге, покой старого кладбища, ширь великой реки, пассажирские нарядные пароходы, хлопотливые буксиры, ленивые плоты, ночные костры на берегу…
Наши старшие художники постоянно вращались среди нас, молодежи…
Вот скульптор Волнухин - создатель московского «первопечатника», всеми прозванный «тятька» жарит на берегу шашлык «по-кавказски»,…самодельный вертеп- шпага, бурдючок красного винца.
Красные блики от костра ложатся на мощную фигуру в кожаной тужурке, ноги в сандалиях на босу ногу…
Кто-то затянул традиционный «мой костер», «есть на Волге утес», «вниз по Волге реке», «из-за острова на стрежень»…
…А вот и другие настроения, другие песни над Волгой – «Отречемся от старого мира», «Вихри враждебные»…
С.М. Волнухин Портрет А.М. Корина.1902 г.JPG
С. М. Волнухин. Портрет А. М. Корина.1902 г.

В то время жило в Плесе много художников: Корин, Клодт, Виноградов, Аладжалов…
Из более молодых представителей [4]«протестантов» в искусстве – Петр Кончаловский, Герман Федоров, Адольф Мильман, Иов Алтухов[5], Козьма Козицын[6]

Герман Фёдоров. Пейзаж. Плёс. 1912. Ярославский худ.музей.jpg        Адольф Мильман. Плёс на Волге. 1913 г. Ярославский худ. музей .jpg
Герман Фёдоров. Пейзаж. Плёс. 1912.                              Адольф Мильман. Плёс на Волге. 1913.
Ярославский художественный музей                                 Ярославский художественный музей 
                

П. П. Кончаловский снимал комнаты в доме Петрова, в котором теперь[7] д/о Рабиса.

Дом Петрова. Плес. Начало XX в.jpg
Дом Петрова. Плес. Фотография нач.XX в.
         
        Его маленькую дочку мы, помнится, не без почтительности, так и величали «внучка Сурикова». Воспользовавшись увлечением взрослых - пением на террасе, она втихомолочку «перекрасила» однажды на свой лад большой кистью этюд отца…

Местный врач и общественник Федор Петрович Чекалов организует любительские спектакли.

А.М. Корин. Портрет врача Чекалова Ф. П. 1910. х.м. 89х71,5korin-03.jpg
А. М. Корин. Портрет врача Чекалова Ф. П. 1910.

В паре с С. М. Волнухиным выступала дочь инспектора Школы живописи ваяния и зодчества Мжедлова, взявшая позднее псевдоним «Волгина» в «Волковском» театре в Ярославле.
В инсценировке «Купца Калашникова» С. М. Волнухин пел заключительный запев гусляра.
Как скульптор, он работал тогда над памятником Александру II в Саратове.[8]

Памятник Александру 2. Фотография нач. 20 в..jpg
Памятник Александру II. Фотография начало 20 века.
                             
…На противоположном берегу под «Глинищем» работал гончар Калина. Наши скульпторы величали его «коллегой», на что Калина обижался... «калека»… Скульпторы пробовали по его образцу тоже создавать горшки на «кружале», но оказывались буквально теми «богами», которые «горшков не обжигают» - горшки кривились и падали. Глядя на работу «тятьки» - творца, мы тоже все мяли глину и пробовали лепить как он, или резать, как С. Т. Коненков[9]! Творчеству этого большого художника – его «лесовичку» из Третьяковки, посвятил, живший тогда в Плесе на отдыхе, свои стихи поэт студент Н. Л – ов. [10].
 
Поэт Николай Константинович Лавров. Фотография нач. 20 в..jpg                                           С.Т. Коненков. Лесовик. 1909г. ГТГ.jpg
Поэт Николай Константинович Лавров. 1887-1930                                               С. Т. Коненков. Лесовик. 1909г. ГТГ 

 «Микола»
С Весной идет Микола из той страны нетронутой,
Где небо круговидно, где ясень, где покой,
Где солнышко – младенчик покоится спеленутый
До времени весеннего как в зыбке кружевной…
  Так он пройдет всю Русь, и зорькой розоватою
Прогонит нежить пегую, что во хлебах блудит,
Расправит колос спутанный и травы перемятые
И с тихою улыбочкой поля благословит.
 


[1] НИИ ХВ АПН СССР – научно-исследовательский институт художественного воспитания Академии педагогических наук СССР.
[2] Евгений Николаевич Чириков (1864-1832 гг.) - русский писатель, драматург, публицист. В своем рассказе «Сон сладостный» с большой любовью, тонко и лирично описал Плес, в котором бывал не один раз.
Долгие годы связывала крепкая дружба Е. Н. Чирикова с Ф. И. Шаляпиным.
Из письма Е. Н. Чирикова к родным от 11 августа 1916 г: «Здравствуйте! Плывём с Валеткой на «Минине» О-ва «Русь» из Плёса, куда приехали на «Дворянине». В Плёсе ночевали у Щулепниковых, у которых Шаляпин купил землю. Прямо пришли из Плёса пешком (вёрст 7) и явились на террасу... Нас приняли, как желанных гостей, кормили, поили, ухаживали за нами. Семья Щулепниковых очень милая, интеллигентная: сам, жена, зять с женой, дочерью, жена сына, который жил в Костроме. Все — мои поклонники! Были очень рады и счастливы нас принять и засыпали литературными комплиментами... Рядом с их усадьбой есть место, десятины две, и, видимо, они, если настоять, продадут. Смотрели дачу и место Шаляпина. Дом большой, место чудесное, но всё пустует". Смысла строиться рядом с опустевшей дачей Шаляпина не было. Больше Шаляпин и Чириков в Плесе не бывали.
- Валентина Григорьевна Чирикова, внучка писателя. «Голубь с волжских берегов». Журнал «Казань» №7 2015г.
[3] - …вернемся к записям Ольги Васильевны (Ольга Васильевна Кончаловская - жена художника - Л.М.Л).
«Пришло время окончания академии, надо было писать картину на конкурс. Мы поехали на Волгу, в Плёс, жили на берегу. Петру Петровичу захотелось написать людей на воздухе... Когда картина была кончена, то стало ясно, что есть умение и мастерство и должен быть успех. Но Петру Петровичу казалось, что так нельзя начинать жизнь и тут же ее кончать в каком-то среднем благополучии. Он спросил меня: «Не разрезать ли эту картину на куски, чтобы порвать с ней?» И я ответила: «Режь, Петечка!» Он взял перочинный ножик и разрезал картину по диагонали на куски. Ему стало легче...»
- Игорь Долгополов «Мастера и шедевры». Издательство «Изобразительное искусство». Москва.1986г. Т.3 Петр Кончаловский. Стр.14
Речь идет о картине «Чай в беседке» 1905 г. (Л.М.Л)
[4] Художники творческого объединения раннего авангарда «Бубновый валет». Среди основателей был Петр Кончаловский. Герман Васильевич Федоров (1886 -1976 гг.) и Адольф Израилевич Мильман (1886 -1930 гг.) входили в десятку ведущих художников этого объединения.
На выставке «Бубнового валета» в 1914 году А. Мильман представляет целый ряд пейзажей - виды маленьких волжских городов, таких как Плес, Юрьевец и др. Пейзажи эти отличаются разнообразием и яркостью цветовой палитры, разработкой больших экспрессивных форм, за счет чего зачастую они кажутся перенасыщенными.
- Из истории объединения «Бубновый валет»
[5] Скульптор Иов Корнилович Алтухов (1884-1970 гг.) В 1915 г. окончил МУЖВЗ. Ученик С. М. Волнухина.
[6] Художник Козьма Дмитриевич Козицын (1881-1942 гг.), муж дочери С. М. Волнухина – Марии.
С 1901 г. учился в МУЖВЗ. В 1910 г. получил звание художника 2-ой степени.
[7] РАБИС (или Сорабис – союз работников искусства), позднее Дом отдыха ВТО, в настоящее время - пансионат «Актер-Плес».
В 1903 г., останавливаясь у своего родственника Петрова, в этом доме писатель Григорий Тихонович Северцев-Полилов написал роман «Развиватели».
[8] Закладка памятника произошла в 1907 г.  Скульптурная композиция, автором которой выступил скульптор Сергей Волнухин, олицетворяла собой реформы Александра II в области сельского хозяйства, судебной системы, народного образования и освобождения балканских славян от турецкого ига. Демонтирован памятник в 1918 г.
- Газета «Комсомольская правда» 8.10.12. Инна Ульрих. Неизвестный Саратов.
[9] Знаменитый скульптор Сергей Тимофеевич Конёнков так вспоминал о своем учителе С. М. Волнухине: «Он не «натаскивал» своих учеников, а развивал в них чувство гармонии, самостоятельности и прежде всего, ценил глубину мысли. В каждом из нас он старался найти и развить природное дарование; бережно относился к росткам таланта и самобытности. А главное, учил не быть белоручками».
-У истоков творчества / Конёнков С. Т. Слово к молодым. - М.: «Молодая Гвардия», 1958. - 146 с.
[10] Николай Константинович Лавров (1/13.III 1887- 1.VIII 1930), поэт Серебряного века.
С 1905-1906 г. в течение 10 лет Николай Лавров с семьей и друзьями ездил на отдых в Плес. Дачу снимали на левом берегу Волги в усадьбе «Михайловка». Известно, что в этой же усадьбе снимал дачу и скульптор С. М. Волнухин. Есть версия, что Николай Лавров послужил моделью для скульптора при создании памятника первопечатнику Ивану Федорову в Москве (памятник был открыт осенью 1909 г.).  
- Ойнас Д. Б. Сорокин А. И. К истории развития усадьбы Михайловка (Гумнищи). Материалы научно-практической конференции: Проблемы изучения Плеса. Плес. 1997 г.

Следите за новостями в соцсетях: