Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Сокровищница Плесского музея-заповедника

28.02.2017

Чурюканова О.В., кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник

г. Плёс
О.В. Чурюканова, к.и.н.,
заведующий отделом выставок
Плесского музея-заповедника

«Сокровищница Плесского музея-заповедника»

Много раз на экскурсиях по музею мы произносим давно заученные фразы: «Эта картина привезена оттуда-то, этот экспонат поступил к нам– оттуда-то, а чтобы добыть эту работу, размерами 3 на 6 метров, пришлось везти ее, намотанной на валик, поездом из Москвы». Говорится это легко, как будто стоило только подумать, и всё случилось само собой, но за созданием музейной коллекции кроется сложный творческий процесс. Формирование музейной коллекции продолжается весь период существования музея. Богатейшие фонды Плесского музея-заповедника складываются на протяжении 30 лет.
История города Плёса, расположенного на живописном берегу Волги, неразрывно связана с творческой биографией знаменитого художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана, работавшего здесь на этюдах в 1888-1890-х гг. Именно Левитан превратил Плёс в «мекку» для художников, до сих пор приезжающих сюда работать и отдыхать. По словам И.Б. Порто, заслуженного деятеля искусств РФ, кандидата искусствоведения: «В XX столетии, как и в наши дни, Плёс продолжал и продолжает вдохновлять многих мастеров изобразительного искусства. Сюда приезжают живописцы из Москвы и Санкт-Петербурга, но особенно частыми гостями здесь были и остаются художники из Иванова, Палеха, Холуя и из соседних городов – Ярославля и Костромы». По мнению Ивана Борисовича, город привлекает к себе ценителей самобытной русской старины, благодаря живописному рельефу местности, хорошо сохранившемуся ансамблю городской застройки XVIII-XIX вв., в котором торжественно доминируют храмы. Огромную роль в поддержке и развитии художественной жизни Плёса сыграли Министерство культуры Российской Федерации и Плесский музей-заповедник, при поддержке которых стали регулярно устраиваться выставки современной пейзажной живописи, объединившие художников и специалистов. Появились в городе и собиратели искусства, оказывающие всяческую поддержку художникам, сплотившие вокруг себя талантливых мастеров живописи. И.Б. Порто говорит об уже сложившейся в Плёсе особой школы живописи, творческого объединения, где каждый из входящих в него художников представляет собой яркую индивидуальность, имеет свой метод работы, неповторимую стилистику. Своеобразие художественных процессов зачастую обусловлено укладом жизни родного края, его историей, глубокими корнями культуры.
В 1982 году решением Совета министров Российской Федерации был создан Плесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сегодня он включает в свою структуру Дом-музей И.И. Левитана, Музей пейзажа, экспозицию «Художественные промыслы Ивановского края». На территории музея-заповедника и в его охранных зонах расположено порядка 300 памятников истории, культуры, природы. Плесский музей-заповедник обладает достаточно большой по объему коллекцией русской живописи. Основополагающим принципом комплектования которой, всегда оставалась взаимосвязь с творчеством И.И. Левитана и художников его круга. Живописное искусство второй половины XIX в. представлено в экспозициях Музея пейзажа и Дома-музея И.И. Левитана, часть коллекции находится в фондах.
Дом-музей И.И. Левитана – старейший музей Плеса, был открыт 25 августа 1972 г. в старинном доме купцов Солодовниковых. В нем размещена коллекция подлинных картин и этюдов Левитана, собранных стараниями Заслуженного работника культуры РФ Аллы Павловны Вавиловой, в течение 35 лет возглавлявшей музей. Большая часть картин была передана в дар музею частным коллекционером из Москвы Феликсом Евгеньевичем Вишневским. Это пейзажи Левитана: «Волга» (вариант картины «После дождя. Плес»), «Озеро в лесу», «Озеро» (1893), «Розы» (1894), «Овраг с забором» (1880-е), «Тростники и кувшинки» (1889), «Сельское кладбище» (1880-е) и С.П. Кувшинниковой: «Поленница» (1897), «Пейзаж с церковью» (1893).
Феликс Вишневский собирал западноевропейскую и русскую живопись, мебель, фарфор, драгоценности. Проработал почти всю жизнь товароведом в спичечной промышленности. Собирал он с ранней юности, рассказывал, как в двадцатые годы его послали в Суздаль на борьбу с «религиозными предрассудками» — борьба эта заключалась в том, что должен он был рубить топором старые иконы и сжигать в печи. «Я плакал и рубил, — говорил он, — жег и плакал», — но что-то спас для коллекции, надеюсь. Несколько раз коллекцию конфисковывали — и он начинал все сначала. Жил в дачной пристройке под Москвой, пока в начале шестидесятых годов один из его друзей не завещал или не продал ему двухэтажный деревянный дом в Замоскворечье. Была у Вишневского коллекция работ русских крепостных художников, в первую очередь Тропинина, и он предлагал передать государству дом и большую часть коллекции, чтобы устроить музей Тропинина, а самому остаться даже не директором, а заместителем. Но государство у него подарок никак не принимало, потому что новый музей — это новые заботы, штат сотрудников, включение в план… В 1970 году КГБ его коллекцию опечатал, его вызывали на допросы и грозили конфискацией — государство непременно хотело взять силой то, что ему предлагали добром. У этой истории все-таки благополучный конец: музей Тропинина открыли, и Вишневский остался при нем.
Плесскому музею Феликс Евгеньевич передал в дар и работы художников-друзей Левитана: С.П. Кувшинниковой, А.К. Саврасова, В.Д. Поленова, Л.В. Туржанского, П.И. Петровичева, В.К. Бялыницкого-Бирули, которые нашли достойное место в Музее пейзажа. Сейчас он представляет богатую коллекцию пейзажной живописи второй половины XIX-начала XX вв. Экспозиция занимает анфиладу из пяти залов на втором этаже старинного купеческого дома, изображенного в картине Левитана «Вечер. Золотой плес» (ГТГ). Коллекция музея пейзажа знакомит с основными этапами развития русской пейзажной живописи и громкими именами художников: И.И. Шишкин, А.К. Саврасов, Р.Г. Судковский, А.А. Киселев, Н.Н. Дубовской, Н.А. Ярошенко и мн. др.
Собрание Плесского музея-заповедника оно обширно и разнообразно: живопись, графика, иконы, старинные книги, документы и фотографии, археология, предметы быта, значки и медали. Эти сокровища располагаются в запасниках – отдельно стоящем здании с современными системами хранения. В 2002 г. в связи с празднованием 20-летнего юбилея музея-заповедника была открыта выставка «Сохраним на века…», которая явилась своеобразным итогом деятельности музея в одном из основных направлений в работе – комплектованию фондовых коллекций. На выставке были представлены произведения живописи, графики, изделия прикладного искусства, историко-бытовые предметы, переданные музею-заповеднику безвозмездно авторами или владельцами, а также приобретенные за счет спонсорских средств на протяжении прошедших 20 лет. Радует тот факт, что за последние годы значительно увеличилось число дарителей, бескорыстно помогающих музею.
В 1990 г. Плесскому музею-заповеднику в дар от Государственного Русского музея была передана коллекция работ художника-символиста В.Я. Берингера – 29 работ. Невозможно не упомянуть о ценном даре наследника коллекции графики московского художника М. Говорова – в 1990 г. музею была передана папка западноевропейских гравюр 17-18 вв., произведения известнейших мастеров Англии, Франции, Италии. В 2004 г. фонды музея украсила коллекция памятных и юбилейных медалей, подаренных музею Заслуженным деятелем искусств РФ – Иваном Борисовичем Порто. Бесценный дар музею-заповеднику преподнес в 1999 г. житель Плеса граф Андрей Борисович Фитце-Ланской: документы, фотографии, икона, фамильное серебро графского рода Ланских. Жемчужиной коллекции стало серебряное кольцо с бриллиантами работы начала 19 в., по семейной легенде принадлежавшее Н.Н. Гончаровой. С недавних пор Плесский музей-заповедник привлекает внимание видных политических и культурных деятелей, неоднократно посещающих экспозиции и временные выставки. В 2011 г. музей получил в дар картину первой половины 20 в. А.Н. Каринской «Летний пейзаж с прудом», которая дополнила собрание пейзажной живописи музея Пейзажа.
Ежегодно в музее-заповеднике при поддержке Министерства культуры России проходит межрегиональная выставка современной пейзажной живописи «Зеленый шум». Пленэры, проходящие в Плесе, объединили художников Урала, Кавказа, Западной Сибири, Центрального округа. По заведенной традиции, участники пленэров оставляют в дар музею-заповеднику одну или несколько своих работ, тем самым пополняя коллекцию современной живописи. По итогам проведенных пленэров в Плесе в течение 5 лет их участники (А.А. Варенцов, Ю.Д. Жарков, В.Н. Страхов, А.В. Климохин, А.И. Дубов, С.Ю. Шевчук и мн. др.) подарили музею-заповеднику 73 работы. Заслуженный художник России В.В. Чернов в 2011 г. передал в дар музею выставку своих работ «Времена года» - триптихи, посвященные месяцам года, всего 36 работ, выполненных в стиле классического реализма.
Собирательская работа музея-заповедника обеспечила формирование богатой и разнообразной фондовой коллекции, состоящей в настоящее время из 20256 единиц хранения – всего – 67172 предмета. Основные разделы хранения представлены произведениями древнерусской, русской, советской и современной живописью, графикой, прикладным искусством, предметами быта, старопечатными, редкими книгами, предметами нумизматики, археологическими коллекциями, гербарием.
Неоценима роль Дарителя музея - владельца бесценных икон, картин, фамильных реликвий – без сожаления расстающихся с ними в пользу государственных музеев; не менее значима личность Собирателя музейных коллекций – огромная заслуга которого зачастую кроется в личном обаянии, умении убеждать, изыскивать подчас невообразимые пути передачи, закупки, реставрации экспонатов; но все это было бы невозможно без Создателя – художника, мастера, память о котором бережно хранят музейные стены.
Литература:
1. Фонд живописи Плесского музея-заповедника: ж-284, ж-283, ж-275, ж-278, ж-264, ж-294, ж-312, ж-271, ж-266, ж-267, ж-305, ж-286, ж-1169, ж-261, ж-260.
2. 25 лет Плесскому музею-заповеднику. Буклет. – с. 7-8.
3. Плес. Юбилейный альбом. –СПб, 2010. –с. 103, 106, 113, 138, 154.
4. Каталог выставки «Зеленый шум. 10 лет». Вс. Ст. И.Б. Порто. – с.1-2, 9-11.

Следите за новостями в соцсетях: