Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Женщины-художницы (по картинам фондовой коллекции Плёсского музея-заповедника)

04.01.2017

Данилова В.П., Зав.отделом музея пейзажа

«Женское искусство» началось в России с общим культурным переломом 1880-х годов, с момента создания знаменитого абрамцевского кружка. С.И. Мамонтова, Е.Д. Поленова, М.В. Якунчикова-Вебер, Н.Я. Симонович-Ефимова, многие женщины и девушки абрамцевского кружка нашли свой путь в изучении и воскрешении русского фольклора, в организации деревенских художественных промыслов, в обращении к образам русских сказок, легенд, песен. Это произвело переворот во вкусах и взглядах, в педагогических установках российских семей и школ. Заметно изменились и темы традиционной передвижнической живописи, приблизившейся к будничным заботам семьи, школы, городской окраины. Первые русские художницы не были высокими профессионалами, но не были и самоучками. Среди них и дамы-аристократки, приглашавшие учителей, и жены, и дочери художников, учившиеся на дому. Многие художники-женщины проявили себя в какой-то специфически женской сфере, как вышивальщицы или вязальщицы, авторы натюрмортов с цветами, портретов дам и детей, жанровых картин из жизни женщин и детей.

В постоянной экспозиции Музея пейзажа находятся картина Александры Егоровны Маковской (1837-1915) «В лесу», написанная в 1874 году. А. Е. Маковская - живописец, пейзажист, родилась в Москве, старшая из детей известного московского любителя искусств, одного из основателей Московского училища живописи и ваяния - Егора Ивановича Маковского (1800—1866). Он и способствовал художественному образованию своих детей, так что Александра просто не могла не заниматься живописью. Ее братья - Константин (1839-1915), Николай (1842-1886) и Владимир (1846-1920) - известнейшие художники, оставившие заметный след в истории отечественного искусства. Творчество А. Е. Маковской малоизвестно «широкому» зрителю и почти не изучено. Подлинный объем ее художественного наследия не исследован искусствоведами. Однако факт более чем тридцатилетнего активного участия художницы в выставочной деятельности свидетельствует о существовании большого количества ее произведений. С 1866 года она начала самостоятельно выставлять свои работы на выставках «Общества поощрения», «Московского общества любителей художеств», «Общества русских акварелистов», «Мира искусства». Картины Маковской отличает достаточно высокий уровень исполнения. Они представляют собой типичный пример искусства пейзажа в России второй половины XIX столетия. Её картины пользовались популярностью среди любителей русской живописи. П. М. Третьяков и С. А. Бахрушин с удовольствием приобретали их в свои коллекции. В Третьяковской галерее представлена одна из лучших её работ «В окрестностях Петербурга». А. Е. Маковская стала одной из первых в России женщин-художниц, всю жизнь зарабатывавших трудом художника.

stat-37-02.jpg

Маковская Александра Егоровна «В лесу»
1874 г., дерево, масло, 14х19,5

Живописные произведения Софьи Петровны Кувшинниковой (1847-1907) редко встречаются в собраниях музеев. В музее И.И. Левитана имеется более десяти ее работ: подмосковные пейзажи и картины, написанные ею в Плёсе. В конце 19 века эту удивительную женщину знала и любила вся художественная публика Москвы. В небольшой казенной квартире под крышей пожарной каланчи близ Хитрова рынка, выделенной её мужу, полицейскому врачу, она создала салон, в который запросто заходили А.П. Чехов и И.Е. Репин, М.Н. Ермолова и А.И. Южин, А.С. Степанов и В.А. Гиляровский и многие другие. Натура одаренная, она прекрасно играла на фортепьяно, занималась живописью и ездила на этюды с художниками в качестве их полноправного товарища. Живопись влекла ее, пожалуй, больше, чем прочие виды искусства. Ее рисунки хвалили критики и художники, их одобрял, советуя настойчиво учиться и работать, И.И. Левитан. На протяжении восьми лет она была его ученицей и близким другом, трижды приезжала вместе с ним и А.С. Степановым в Плес. Рядом с Левитаном легко работалось Софье Петровне: «Восемь лет мне довелось быть ученицей, товарищем по охоте и другом Левитана. Восемь лет, посвященных практическому изучению природы под руководством Левитана, - это выше всякой школы». В течение двадцати лет работы С.П. Кувшинниковой экспонировались на выставках Московского общества любителей художеств, и ее имя было хорошо известно посетителям вернисажей.

Как и предыдущие художницы Анна Николаевна Каринская (1881-1931) не получила систематического художественного образования. Родилась она в Вологодской губернии. Детские годы будущего мастера пейзажа прошли у бабушки в городке Тотьме, где она получила хорошее домашнее образование, в том числе первые навыки в рисунке и живописи. А затем вполне самостоятельная девушка уезжает в Петербург и становится воспитательницей детей известного художника, академика живописи А. А. Киселёва. Мастер оценил способности молодой А. Каринской и во многом определил ее будущее. Последние годы XIX века и первые десятилетия века XX - время становления А. Н. Каринской, совершенствования ее мастерства и активного участия в выставках: Московского общества любителей художеств (1893-1913, с перерывами; с 1911 - член Общества), ТПХВ (1895-1922, с перерывами), выставке произведений русских художников в галерее «Лемерсье» (1913), выставке акварелей, рисунков и графики русских художников (1914), выставках «Художники - товарищам воинам» (1914) и «Художники Москвы - жертвам войны» (1914-1915; все - в Москве).

stat-37-01.jpg

Кувшинникова Софья Петровна «Плёс»
1995 г., холст на картоне, масло, 17,5х26

Основные работы художницы создаются на Вологодчине, куда она часто выезжает на этюды. В Вологде она становится членом, постоянным участником и организатором выставок Северного кружка любителей изящных искусств. Картина «Летний пейзаж с прудом», которая размещена в зале Музея пейзажа, посвящена родным местам для А.Н. Каринской. Художница не только писала красоты любимой земли, но она еще была исследователем и краеведом. Анна Николаевна много путешествовала, неоднократно совершала поездки по Северной Двине, Сухоне, другим районам Вологодской губернии, посетила Великий Устюг. Произведения А.Н. Каринской находятся в Государственной Третьяковской галерее, Вологодской картинной галерее и в ряде других музеев.

С появлением возможности выражать себя в творчестве и открыто заявлять о себе, как о художнице - женщина трансформировала картину мира через свои произведения, тем самым сделала ее более разнообразной. Женское творчество уравновешивает собой общую культурную картину мира, оно полно оптимизма и животворного начала, питает искусство и заставляет его развиваться. И, несомненно, художницы сделали весомый вклад в изобразительное искусство.

stat-37-03.jpg

Каринская Анна Николаевна «Летний пейзаж с прудом»
холст, масло, 43х63

Следите за новостями в соцсетях: