Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

О творчестве народного художника России холуйского миниатюриста Б. И. Киселева

17.05.2018

Шутина Е. Л. , Мл. научный сотрудник

Лаковая миниатюра Холуя является визитной карточкой Ивановской области. В постоянной экспозиции Плесского музея-заповедника «Художественные промыслы Ивановского края» представлены работы холуйского Бориса Ивановича Киселева - народного художника России (1984), лауреата Государственной премии имени И. Е.Репина.
Художник родился 12 сентября 1928 г. в Южа (Ивановска область). Борис Иванович принадлежит ко второму поколению холуйских мастеров, воспитанных художниками-иконописцами. Своей древней историей и славным художественным прошлым Холуй навсегда завоевал сердце юноши, приехавшего в 1944 г. поступать на художника-миниатюриста в Холуйскую профшколу.
Через все творчество Б. И. Киселева проходит тема сказки. Разнообразен выбор сказочных сюжетов, начиная от русских народных сказок из сборника А. Н. Афанасьева, пушкинских сказок, от Ершова и Бажова до Гайдаровской сказки «Мальчиш-Кибальчиш». Художник старается максимально использовать крошечную плоскость ларчика или шкатулки, вписывая в нее многофигурные композиции.
Поразительно мастерство автора в исполнении миниатюрных по размеру и росписи изделий, отделанных с ювелирной тщательностью, столь ценимых в лаковой миниатюрной живописи. В творчестве Киселева поражает необычная разносторонность интересов, сила мысли, богатство художественной фантазии, мастерство живописца и рисовальщика. В его работах прослеживается влияние традиций древнерусской иконописи.
В экспозиции «Художественные промыслы Ивановского края» имеются шесть работ миниатюриста.
В шкатулке «Царевна-лягушка» используется клеймовое построение композиции по примеру житийных икон, когда на поверхности изображается несколько сцен из сказки. Клейма вокруг центральной сцены полностью раскрывают ее содержание. На боковых поверхностях шкатулки роскошный золотой орнамент. Эта работа снискала автору славу русского Левши.

Крошечный ларчик «Сказ о Петре и Февронии» удивляет тонкостью рисунка, игрой красок, гармонией живописи и форм. На центральной поверхности крышки ларчика - больной Петр, приподнявшись на локте, с надеждой смотрит на Февронию. В силу любви всегда верили на Руси. Все поверхности боковых стенок ларчика заполнены многофигурными композициями, раскрывающими содержание сказания.

Волшебный мир сказки оживает в шкатулке «Сказка о царе Салтане», даря зрителю ощущение гармонии, красоты и изысканности. Сочетание лазоревых цветов с золотом пышного орнамента оставляет ощущение праздника. 

На крышке ларчика «Микула Селянинович» изображена могучая фигура Микулы и его богатырского коня. В правой части многофигурной композиции - воины в шлемах и кольчугах с усилием пытаются вытащить из земли Микулин плуг. Боковые стенки ларца украшены сложным золотым орнаментом.

На крышке ларчика «Спящая царевна» запечатлен момент «сонного царства». В центре композиции – царевна, над которой склонился царевич Елисей. Их окружают мамки-няньки, вооруженная стража. Чувствуется, что через мгновение сила любви царевича оживит это сонное царство. Роскошный, тончайший, золотой узор на боковых стенках ларца создает непередаваемое ощущение единства сюжета и формы
Ларчик «Песня про купца Калашникова» по одноименному произведению М. Ю. Лермонтова относит зрителя ко временам Ивана Грозного. Здесь художник изобразил момент начала боя. В центре на высоком троне сидит царь, а перед ним изготовились к бою самоуверенный опричник Кирибеевич и не стерпевший обиды и готовый отстаивать свою честь купец Калашников. На фоне теремов и церквей окружает их наряженная толпа - они пришли развлечься жестокой забавой. На боковых стенках ларчика сцены, раскрывающие содержание поэмы.


Следите за новостями в соцсетях: