Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Ефрем Зверьков (1921-2012). Живопись

Ефрем Зверьков (1921-2012). Живопись

22 апреля 2023 г. в Музее пейзажа Плёсского музея-заповедника начнёт работу выставка «Ефрем Зверьков (1921-2012). Живопись». Жителям и гостям города впервые будет предоставлена возможность увидеть картины одного из немногих признанных классиков русского пейзажа второй пол. ХХ в. Тридцать работ специально для выставки в Плёсе были отобраны из собрания семьи художника. 

Искусство Е. И. Зверькова отличают тонкий лиризм, поэтичность, искренность и возвышенное отношение к миру природы. Он создал собственное направление в национальном пейзаже – глубоко духовное, с уникальной пластикой живописи. 

Уроженец Тверского края, ветеран Великой Отечественной Войны, выпускник Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова, Ефрем Иванович - преемник традиций национальной реалистической школы. Талант, умноженный на целеустремленность и невероятное трудолюбие, проявились ещё в раннем творчестве этого художника-интеллектуала. Начало его творческого пути пришлось на годы хрущёвской «оттепели», когда в обществе усилилась потребность     в общечеловеческих ценностях, восстановлении исторической памяти и переоценке существующих эстетических принципов. Различные художественные объединения стремились построить иную систему мировосприятия. Живопись этого времени была наполнена смелыми идеями, материальностью современной жизни, свежей энергией создаваемых образов. 

Народный художник СССР, лауреат Государственной премии РФ, действительный член Академии художеств СССР Е. И. Зверьков по праву стоит в ряду таких московских живописцев-«шестидесятников», как Н. И. Андронов, Д. Д. Жилинский, В. И. Иванов, Г. М. Коржев, П. Ф. Никонов, П. П. Оссовский, В. Е. Попков, Т. Т. Салахов. Многие из этого круга стали основателями «сурового стиля», оказавшего мощное влияние на отечественное искусство второй пол. XX в. Но не менее важным было направление, связанное с развитием русского импрессионизма, ориентированного на искусство «Союза русских художников», одним из последователей которого стал Ефрем Зверьков. Конечно, на его становление как художника-импрессиониста повлияли педагоги Н. Я. Борисов, ученик И. Е. Репина, Б. В. Иогансон, ученик К. А. Коровина, и выдающийся живописец А. А. Пластов, знакомый со многими мастерами СРХ. 

Важную роль в творчестве живописца и формировании его неповторимого стиля сыграли шесть длительных путешествий по Русскому Северу в 1957-1969 гг. Художник был покорён первозданной красотой, величием и грандиозностью природы, рождавшей иное, чем в средней полосе России, восприятие пространства и подарившей ему новые художественные образы. Новаторство произведений Зверькова проявилось в многообразии эмоциональных характеристик, обобщённости, разнообразии содержательных смыслов и пластических интонаций. Композиция его работ почти всегда строилась в несколько планов, на замедленных ритмах. 

С 1960 гг. в отечественной живописи развивается тенденция создания философских пейзажей-картин эпического звучания. Огромную роль в этом сыграло многогранное творчество Е. И. Зверькова. Открывая новые перспективы русской импрессионистической живописи, в своих произведениях он шёл от поэтической выразительности мотива к ассоциативности, к синкретическому образу природы. 

В последующие десятилетия в работе художника над пейзажем усиливается импровизация, появляются целые серии удивительных по живописной свежести и колористической тонкости лирических картин, изображающих среднерусскую природу. Мастер поднимается в них до высот психологической трактовки образов натуры. Светлая живопись Зверькова 1970-1990 гг., обогащённая сложной системой нюансов, полутонов и рефлексов, изображает природу, пронизанную светом и воздухом. Основное впечатление здесь строится на верном тональном решении и гармоничном сочетании цветовых пятен различной насыщенности. 

На протяжении творческого пути искусство мастера постоянно развивалось благодаря тому, что он ощущал пульс времени, обновление жизни. Начиная с 1940 г., Ефрем Иванович - постоянный участник всесоюзных, всероссийских, московских и международных выставок. Почти пятьдесят лет он руководил масштабными выставочными проектами Союзов художников нашей страны и Российской академии художеств, своей разнообразной деятельностью активно содействуя развитию национального изобразительного искусства. В 1995 г. по поручению Президиума Российской академии художеств Е. И. Зверьков возглавил работу по воссозданию сложнейшего живописного убранства храма Христа Спасителя в Москве. 

Ефрем Иванович Зверьков скончался 31 июля 2012 г. и похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Плёсский музей-заповедник благодарит вдову художника - доктора искусствоведения, профессора, заслуженного деятеля искусств РФ, заслуженного работник культуры РФ, академик РАХ, члена Московского отделения Союза художников России, члена МоСХ и Международной ассоциации искусствоведов Любовь Васильевну Ширшову за неоценимую помощь в подготовке проекта.

Музей пейзажа: Плёс, ул. Луначарского, 20
График работы: с 22 апреля – 16 июля 2023 г. / Ежедневно с 10.00 до 18.00 (продажа билетов до 17.30), понедельник - выходной. КУПИТЬ БИЛЕТ

Выставка участвует в проекте «Пушкинская карта»

Следите за новостями в соцсетях: