Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Графика судьбы

03.05.2018

Золотарева Т. Н., Зав. реставрационной мастерской

28. Этюды возле деревни Дьяково, Ефремов В. Н.jpg

20 апреля 2018 г. в выставочном зале музейно-выставочного комплекса «Присутственные места» Плесского музея-заповедника открылась выставка «Край мой, Ивановский», где представлены работы Ивановского художника Валерия Николаевича Ефремова. 

Жители Иванова хорошо знакомы с творчеством этого автора по многочисленным выставкам, проходившим в областном центре. Для Плеса, который тоже является частицей Ивановской земли и куда ежегодно приезжают туристы со всех концов России, художник подготовил особенный рассказ о нашем крае, написанный нежной, туманной пастелью, яркими всплесками акварели и четкими линиями графического рисунка. Это камерная выставка со строгими архитектурными силуэтами больших и малых городов Ивановской области, с новостройками и позабытыми, брошенными деревушками, с невероятными красотами нашей природы. Из сухих строчек биографий художников не всегда просто понять, какие преграды на своем пути преодолевает каждый из них на пути к храму Искусства, поэтому всегда хочется приоткрыть завесу над таинством художественного бытия. 

Валерий Николаевич Ефремов родился 26 июня 1930 г., в д. Вышковец Небыловского р-на Владимирской обл., что на границе с Гав-Посадским районом. Сейчас этой деревушки уже не существует.  В 1933 г. переехал с родителями в Иваново, и больше надолго не покидал этот город, врос в него корнями, храня память о детстве и юности. 

Маленький Валера очень любил рисовать. Тридцатые годы XX столетия для нашей страны были временами построения нового государства, развития промышленности, коллективизации, репрессий... Все это для ребенка было сложным и совершенно непонятным. Запомнилось главное: в 1939 г. в Иванове открылся Дворец пионеров, и мальчик с удовольствием записался в кружок изобразительного искусства, где и занимался до 1941 г.
Великая Отечественная Война нарушила все планы и изменила судьбы миллионов людей. Отцы и братья ушли на фронт, еще не зная, что это на долгих 4 года, и многие не вернутся назад. Оставшись одни, матери работали, не покладая рук, испытывая лишения и трудности. Не хватало одежды, обуви, полноценного питания, но в 1944 г., несмотря ни на что, в Иваново открывается Художественная школа для детей фронтовиков, куда поступает и Валерий. Маленький, щуплый, любознательный ребенок каждый день шагает в школу в отцовских сапогах 43-го размера. Сапоги очень велики, и приходится накручивать на ноги многочисленные обмотки. 

Задача школы состояла не только в расширении кругозора у детей, но и в профориентации. Все мысли юноши были заняты подготовкой к поступлению в Ивановское Художественное училище, где Художественно-графическое отделение готовило учителей по черчению и рисованию. А в послевоенные годы профессия учителя была очень востребована. И именно тогда, в художественной школе, Валера познакомится со своей сверстницей - белокурой девочкой в очках Ниной Титовой, с которой они вместе успешно поступят в Художественное училище, и дружба с которой у них продолжится всю жизнь... 
На фотографиях из семейного архива В. Н. Ефремова запечатлены его однокурсники: Валера Родионов, Апполон Бесщапов, Нина Титова и др. Первые послевоенные годы; все молоды, веселы, в предвкушении счастливого будущего и мирной жизни.  Вернулся с фронта окончивший училище перед войной Марк Иванович Малютин, в родных пенатах стал работать педагогом. Соскучившись по творческому процессу (как рассказывал ныне народный художник России В. В. Родионов), молодой педагог «спуска не давал никому». 

013 Ивановское художественное училище, студенты слушают И. Н. Нефедова 1948 г.jpgБережно хранит Валерий Николаевич единственную фотографию, подписанную каллиграфическим почерком: «Слушаем И. Н. Нефедова». Выдающийся учитель анатомии и рисунка, который сам прошел суровую школу жизни, Иван Никандрович Нефедов закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Он сам был учеником прославленных мастеров кисти - А. Е. Архипова, К. А. Коровина, А. М. Корина. Позже учился и в Высшем художественном училище при Академии художеств, в мастерской Д. Н. Кордовского, а с 1936 по 1941 гг. был в ссылке, работал на стройках в Воркуте. На фотографии отчетливо видно, с каким благоговением студенты слушают любимого всеми педагога. И, конечно, на  Валеру Ефремова совершенное владение рисунком его педагога производило совершенно невероятное впечатление. Оставалось теперь добиться такого же совершенства самому. С этого момента графику Ефремов полюбил навсегда. На всю жизнь. 

Однако судьба постоянно вносила свои коррективы. Как и положено было в советское время, по окончании Художественного училища выпускников распределяли по всей России. При этом лишь семи выпускникам из всего училища на выбор предоставлялась возможность поступить в высшее учебное заведение. Но покорять столицу тогда рискнули только двое - Нина Титова и Валера Родионов (ставшие позже мужем и женой, а в дальнейшем - Народными художниками РФ). Они поступили в МГАХИ им. В. И. Сурикова, остальные выпускники упорхнули по городам и весям. А Валера Ефремов в 1950 г. оказался по распределению в п. Норильск. Так далеко от дома молодой человек никогда не уезжал. 

034 Выпуск 1953 г. 10А класс. Ефремов справа во втором ряду.jpgПо воспоминаниям Валерия Николаевича, события тех дней он помнит  до мелочей. Встретили его представители народного образования на вокзале, который представлял из себя наскоро сколоченный сарай. Мимо вокзала вели на работу заключенных в сопровождении собак.  В Норильске, тогда еще поселке, силами заключенных ГУЛАГА был уже построен Норильский горно-металлургический комбинат, выпускавший никель, а в 1951 г. планировалось строительство нового города руками узников лагерей (позже от непосильного труда и отвратительного содержания заключенные начнут забастовку). Пока же молодому педагогу предстояла нелегкая работа. В поселке три школы: №1, №2 и №4. Последняя только сдана в эксплуатацию, еще сырые стены просушивались обогревательными приборами. В каждой школе по тысяче учеников, в каждом классе по 30-40 человек, и единственному учителю черчения и рисования приходилось работать во всех школах. На фотографии выпускников 10 класса 1953 г. молодой учитель, сидящий во втором ряду, мало отличается от своих учеников, ведь они почти ровесники. Свободного времени практически не было, да и в поселке режим секретности: лишних слов говорить нельзя, с фотоаппаратом на улицу выходить нельзя. Единственное, пожалуй, достойное место для посещений жителей поселка - Норильский Заполярный театр драмы, труппа которого состояла в основном из известных ссыльных артистов. Именно там молодой художник-педагог познакомился с Иннокентием Смоктуновским, «которого все ласково называли Кешей».
О встречах с теми, кто попал в мельничные жернова нашей истории, Валерий Николаевич вспоминает с большой теплотой. Среди репрессированных было много ни в чем не повинных людей. Именно такими были преподаватели из филиала заочного Московского Политехнического института в Норильске: Фридрих Генрихович Шмидт, написавший учебник теоретической механики и преподававший сопромат (его лекции художник до сих пор вспоминает с восторгом), химик Фишман (бывший атташе в Италии) и многие другие. Только в 1953 г. Норильск получает статус города, и тогда же приходит долгожданное освобождение для узников лагерей. 

По окончании трехлетнего срока работы в школе, Валерий возвращается в родное Иваново, где практически сразу его призывают на воинскую службу в школу офицеров запаса (г. Ворошиловград). В 1955 г. дальние путешествия для нашего художника заканчиваются. Приехав в Иваново в разгар учебного года, он не может устроится на работу в школу, но в городе огромное количество ткацких фабрик, где нужны не только ткачи, но и художники текстильного рисунка,  художники-дизайнеры, художники-оформители. Валерий Николаевич устраивается на фабрику НИМ им Н. А. Жиделева художником-оформителем. Там же он встречает и свою музу – «прекрасную Елену», которая работает комсомольским секретарем фабрики. Веселая была комсомольская свадьба, и уже 62 года они вместе в горе и в радости. И где бы ни работал Валерий Николаевич: инженером-дизайнером на заводе «Ивмашприбор» или долгие годы художником-ретушером в Областной типографии, мечты о свободе творчества его никогда не оставляли. Только выйдя на пенсию в 1991 г., Валерий Николаевич, беззаветно преданный своему любимому делу, посвятил все свое время творчеству. 

Валерий Васильевич Родионов - старый друг со студенческой скамьи,  в 60-е гг. написавший этюд к большому полотну под названием «Валерий Ефремов - колорист», - говорит о Валерии Николаевиче как о чрезвычайно скромном  человеке, художнике широкого диапазона. Действительно, профессиональный арсенал художника Ефремова необычайно разнообразен: натюрморты, пейзажи, портреты (причем, в различных техниках), акварель, гуашь, пастель, гравюра (ксилография, офорт, линогравюра), масло. Он поражает своей неистощимой трудоспособностью. 

На фотографиях разных лет Валерий Николаевич всегда на этюдах: в малых городах Ивановской области, в деревушках, на своей любимой даче... Живописные этюды с тщательно проработанными деталями, так свойственными именно графику, полны очарования, наполнены любовью автора к природе. Искушенный зритель, часто бывая на выставках, вероятно, замечал, что сегодня в выставочных залах чаще демонстрируются живописные полотна, выставки же графики единичны. И это объяснимо. Весьма сложная и, пожалуй, небезопасная техника с использованием кислот при травлении, требующая от художника точности рисунка... Такими видами искусства занимаются лишь истинные подвижники. Валерий Николаевич постоянно совершенствуется  в гравюре, широко используя разнообразие манер. А какие красивые названия у этих техник! «Акватинта», «Меццо-Тинта»... Звучит, как музыка. 

Как знать? Быть может, после знакомства с произведениями этого художника, молодые авторы обратят свои взоры к сложной технике авторской печатной гравюры, и в ряды графиков придет молодое пополнение. 

Следите за новостями в соцсетях: