Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Юбиляры 2013 года в фондовой коллекции Плесского музея-заповедника

29.12.2016

Данилова В.П., Зав.отделом музея пейзажа

30 августа 2013 года исполняется 140 лет со дня рождения Александра Федоровича Гауш

ГАУШ (Hausch) Александр Федорович - художник, коллекционер, меценат, работал в жанрах пейзажа и натюрморта. Живописец родился 30 августа 1873 года в купеческой семье потомственных почетных граждан Петербурга Федора Федоровича и Матильды Леонтьевны Гауш. Окончив училище при Реформатских церквах (родители художника были немецкого происхождения), посещал Рисовальную школу Общества поощрения художеств, с 1893 по 1899 годы состоял вольнослушателем Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры в мастерских А.И. Куинджи, А.А. Киселева и П.П. Чистякова. В 1899 году А.Ф. Гауш в Париже посещал Академию Р. Жюльена. В 1899 году получил звание художника с правом преподавания рисования в учебных заведениях.

С 1897 года Александр Федорович являлся постоянным участником выставок Общества поощрения художников. В 1903 году выступил одним из основателей Нового общества художников. Затем стал членом и экспонентом Общества художников им. А.И. Куинджи, выставлялся на Весенних выставках в залах ИАХ, Товарищества южнорусских художников, Союза русских художников, Общества Леонарда да Винчи, «Мира искусства», Товарищества независимых художников. Он участвовал в выставках «Венок», «Венок-Стефанос», в Салоне В.А. Издебского. В 1904 году подготовил в соавторстве учебное пособие «Рисунки русских художников».

А.Ф. Гауш много путешествовал по России, Германии, Франции, Италии, Австрии, Испании и Англии. С 1907 по 1920 годы был хранителем музея «Старый Петербург». После революции Александр Федорович работал в Министерстве искусств в спецкомиссии по художественной промышленности и кустарному делу, преподавал в Сухаревской школе Женского патриотического общества, художественных классах Школы народного искусства и Техникума кустарного искусства, участвовал в Первой государственной свободной выставке произведений искусств в 1919 году. В 1924 году А.Ф. Гауш был одним из организаторов Театра Петрушки (ныне театр им. Е. Деммени в Санкт-Петербурге).

С 1924 года художник с семьей проживал в Крыму, работал по контракту в «Крымхудожнике», преподавал в художественных школах Севастополя и Одессы, в Художественном институте и Художественном училище. Александр Федорович являлся членом объединения «Всекохудожник» и Союза советских художников Крыма. Периодически выставлялся в Москве, Одессе, Севастополе, Симферополе и за рубежом (в Берлине, в городах США). Умер А.Ф. Гауш в 1947 году.

Работы живописца хранятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном художественном музее Латвии в Риге, в художественных музеях Чебоксар, Владивостока, Саратова, Одессы, Донецка, Севастопольском художественном музее им. Крошицкого, Симферопольском художественном музее, Алупкинском дворцово-парковом музее-заповеднике и других.

В собрании Плесского музея-заповедника находится работа:

«Дождливый день», 1900-е, холст, масло, 56х81

danilova-32.jpg

19 августа 2013 года исполняется 155 лет со дня рождения Коровина Сергея Алексеевича

Сергей Алексеевич Коровин - русский художник, живописец и график, автор социально-символических образов родился в городе Москва 19 августа 1858 года в семье купца-старовера. Старший брат художника Константина Коровина. С 1876 года по 1886 год учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавателями у него были В.Г. Перов, А.К. Саврасов, И.М. Прянишников. Будучи в целом гораздо более строгим традиционалистом, нежели его младший брат, С.А. Коровин являлся верным продолжателем «реализма передвижников», хотя и не входил в «Товарищество передвижников». Сергей Алексеевич был членом "Союза русских художников" и по-своему чутко впитывал веяния импрессионизма и символизма. Художник сумел сконцентрировать в своих образах социальные разломы и стрессы после реформенного времени, выраженные как в персонажах-олицетворениях, так и в самой драматически-тягостной атмосфере картин. Среди его характерных полотен следующие - «В ожидании поезда» (между 1883 и 1895 годами, Русский музей), «Перед наказанием в волостном правлении» (1884 год, Русский музей). Одно из самых его значительных произведений - картина «На миру» (1893 год, Третьяковская галерея). Работа имеет своеобразную художественную композицию и является откликом живописца на события, происходящие в крестьянской среде после отмены крепостного права в 1861 году.

В 1887 году С. А. Коровин совершил переход вместе с Сумским гусарским полком и написал целый ряд жанрово-бытовых этюдов и полотен на военную тему. К поэтике национально-романтического модерна особенно близки его рисунки, картины и акварели с образами странников и богомольцев - «У раки преподобного Сергия» (около 1895-1900 годов, Третьяковская галерея), «В дороге» (1902 год, Третьяковская галерея). Во второй половине 1890-х годов в творчестве Сергея Коровина появляются лиризм, утончённость, художник обращается к пейзажной живописи. Консерватор по натуре, С.А. Коровин корректирует в своих последних работах свою манеру — его картины становятся более красочными, экспрессивными. Если в его ранних произведениях мы наблюдаем тщательную проработку всех деталей, то теперь в своих картинах художник показывает эмоциональное состояние, выраженное в этюдной манере письма.

С.А. Коровин был известен и как журнальный художник (журналы «Радуга» и «Россия», 1883-1884 года) и как книжный иллюстратор. Наиболее значителен его неизданный цикл меланхолически-экспрессивных рисунков к «Шинели» Н.В. Гоголя (уголь, 1901 год, Третьяковская галерея). Живописец принимал участие в выставках « Товарищества передвижников», «36», «Союза русских художников», общества «Мир искусства». Основательность С.А. Коровина проявилась в его преподавательской деятельности в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он вел педагогическую работу в своем родном училище фактически со времени его окончания (с 1888 года) и едва ли не до последнего года своей не слишком продолжительной жизни.

Умер С.А. Коровин в Москве 26 октября 1908 года. В 1909 году «Союзом русских художников» была устроена посмертная выставка его произведений. Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ и других музеях страны.

В собрании Плесского музея-заповедника находится работа:

«Солдат. Этюд», начало XX века, бумага на картоне, масло, 42х31

danilova-31.jpg

6 июня 2013 года исполняется 175 лет со дня рождения Киселева Александра Александровича

«С одинаковой любовью, восторженно поет красками и мимо движущуюся речку между камышами самой скромной местности, и роскошный Кавказ, и ледники, везде он правдив и производит освежающее впечатление самой природы». (И. Е. Репин)

Александр Александрович Киселёв - русский живописец-пейзажист, активный участник Товарищества передвижных художественных выставок, профессор Петербургской Академии художеств родился 6 июня 1838 года в семье русского офицера в городе Свеаборге (Финляндия), где его отец проходил военную службу. Дед Александра Александровича был участником Отечественной войны 1812 года, отец – военным и, казалось, его жизненный путь был определен – военная стезя. В 14 лет он поступил на обучение за казенный счет во 2-й Кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Однако во время обучения выяснилось, что у самого Киселёва нет тяги к армейской жизни, но очень развито творческое начало. Он хорошо рисовал и увлекался стихосложением, поэтому после окончания кадетского корпуса приложил все силы для того, чтобы избежать военной службы и поступил в 1858 году в Петербургский университет на филологический факультет. Обучение А.А. Киселёва в университете было весьма успешным (его стихи печатали в журналах), но недолгим, всего три года. В 1861 году за участие в студенческих волнениях будущий художник был отчислен из университета.

Осенью 1861 года А.А. Киселёв был зачислен вольноприходящим слушателем Петербургской Академии художеств. Во время обучения его работы были настолько хороши, что дали основание для перевода его в число учеников Академии. С 1862 года по 1864 год он проходил обучение в классах под руководством профессора С.М. Воробьева. За время обучения работы молодого художника были отмечены в 1862 году малой серебряной медалью, а в 1863 году большой серебряной медалью. В 1865 году Александр Александрович вышел из Академии со званием классного художника 3 степени. В поисках новых тем для картин А. А. Киселев поехал в Харьков, где занимался живописью, осваивал иконопись, писал статьи в местные журналы, давал частные уроки рисования. Здесь же в Харькове он встретил свою любовь и женился на дочери профессора М.Н. Протопопова. Понимая, что живописью семью не прокормить, художник устраивается на работу в Харьковский Государственный банк. Увлечение живописью отошло на второй план, картины писались в свободное от работы время.

В 1875 году в Харьков прибыли картины художников - передвижников. Посетив выставку, Александр Александрович вновь стал серьезно заниматься живописью. В 1876 году художник единогласно был принят членом Товарищества передвижников и стал постоянным участником передвижных выставок. В 1877 году он оставил работу в банке в Харькове и переехал с семьей в Москву. Художник приобрел популярность в обществе. Его светлые лиричные пейзажи подкупали своей простотой и естественностью, внутренней гармонией и искренностью. Картины стали пользоваться спросом, раскупаться, поступали заказы на изображение дворянских усадеб и их окрестностей.

В 1890 году Александр Александрович был удостоен звания академика, а с 1893 он стал действительным членом Академии художеств. С 1893 года он стал возглавлять художественный отдел московского журнала «Артист», в котором публиковал свои

критические статьи об искусстве и статьи, посвященные творчеству русских художников. С 1895 года по 1897 год А.А. Киселёв занимал должность инспектора Высшего художественного училища при Академии, затем был назначен на должность руководителя пейзажной мастерской и возглавлял её до самой своей смерти. Он скоропостижно скончался от сердечного приступа 20 января 1911 года.

После себя художник оставил более 800 художественных полотен, рецензии и критические статьи по искусству. Его картины покупали П.М. Третьяков, великая княгиня Мария Федоровна и сам император Николай II. Сегодня картины Александра Александровича Киселева находятся в музеях нашей страны и за рубежом, в частных коллекциях, привлекая к себе внимание зрителей академичной элегантной манерой исполнения и непреходящей любовью к многообразию природы.

В собрании Плесского музея-заповедника находится работа:

«Зимний пейзаж», 1878 г., холст, масло, 24х41

danilova-30.jpg

13 мая 2013 года исполняется 140 лет со дня рождения Жуковского Станислава Юлиановича

С.Ю. Жуковский родился 13 мая 1873 года, в семье польского аристократа, лишенного владений и дворянских прав за участие в антирусском восстании 1863 года. Свое детство будущий художник провел в родовом имении отца Старая воля. Учился в Варшавской классической гимназии, а затем в реальном училище в Белостоке. Там же получил первые навыки рисования под руководством С.Н. Южанина. В 1892 году, против воли отца, художник отправился в Москву учиться живописи. В этом же году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества вольнослушателем. С.Ю. Жуковский был весьма талантливым учеником и прямым «наследником» И.И. Левитана, который с глубоким интересом присматривался к работам молодого студента. В ранних работах художника, таких как «Закат. Верховья Волги», «Весенняя вода», «Начало осени», «Ясная осень. Бабье лето», «Восход луны», «Хотьково», чувствуется сильное влияние И.И. Левитана.

Художник много работал, писал большие пейзажи прямо с натуры, стремился запечатлеть неповторимую прелесть каждого мгновения. Уже с 1895 года Станислав Юлианович участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок, а позже стал одним из членов - учредителей Союза русских художников.

В 1896 и 1897 годах художник был награжден двумя малыми серебряными медалями, а позднее в 1901 году он получил большую серебряную медаль и звание классного художника за картину «Лунная ночь». Эта работа была приобретена в собрание Третьяковской галереи. С.Ю. Жуковский много путешествовал по России, Украине. Лето живописец проводил в Тверской и Орловской губерниях, где создал немало знаменитых полотен. С конца 1900-х годов С.Ю. Жуковский писал усадебные интерьеры. Главную роль в них играют окна, из которых открывается вид на великолепный пейзаж. В 1902 - 1903 годах художник выставлял свои работы на выставках «Мира искусства». Его пейзажи принесли ему известность и пользовались большим спросом в кругу коллекционеров.

В 1907 году С. Ю. Жуковский получает звание академика и начинает свою педагогическую деятельность. Он организовал в Москве двухгодичную художественную школу, в которой преподавал вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Среди его учеников были В.В. Маяковский, И.И. Нивинский и многие другие выдающиеся художники. За картину «Плотина» в 1909 году Станислав Юлианович получил вторую премию имени А.И. Куинджи. В 1909 и 1913 годах его наградили медалями на Международной художественной выставке в Мюнхене.

После Октябрьской революции С.Ю. Жуковский состоял в Комиссии по охране памятников искусства и старины при Моссовете и Коллегии художников при Государственной Третьяковской галерее. В 1919 году художник переехал в Вятку. Здесь он работает одновременно художником-декоратором и режиссером-постановщиком в местном театре. В 1920 году в Вятке прошла его первая персональная выставка. В 1921 году художник вернулся в Москву и устроил вторую персональную выставку на Большой Дмитровке. В 1922 году его работы были отправлены на Первую русскую художественную выставку в галерее «Ван – Димена» в Берлине. В 1923 году он уехал в Польшу. В этом же году С.Ю. Жуковский стал членом художественного объединения «Zacheta» в Варшаве и в Краковском обществе друзей изящных искусств «Pro Arte». С 1925 года по 1939 год он принимал участие в выставках варшавского Общества поощрения художеств, был удостоен золотой медали и неоднократно отмечался почетными дипломами и премиями.

Во время оккупации Польши Германией Станислав Юлианович оставался в Варшаве. После разгрома Варшавского восстания он с другими жителями был изгнан немцами из города, попал в концлагерь в Прушково где в октябре 1944 года, в возрасте 71 года, умер. Похоронен в общей могиле, вместе с другими жертвами фашизма.

Станислав Юлианович Жуковский является одним из наиболее значительных пейзажистов конца XIX - первой трети ХХ века. Он писал пейзажи прямо с натуры, предпочитая яркие насыщенные цвета. Художник уделял огромное внимание свету. Творческое наследие художника велико. Его картины находятся во многих частных и музейных коллекциях, среди которых Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Киевский музей Русского искусства, Национальный художественный музей республики Беларусь в Минске, Национальный музей Варшавы, Национальная галерея Кракова и многие другие.

В собрании Плесского музея-заповедника находится 3 работы:

1. «Сирень в парке», 1930, бумага на холсте, масло, 27, 3 х 36.

2. «Пейзаж. Дорога», 1897, холст на картоне, масло, 27 х 43. Из коллекции Ф. Е. Вишневского.

3. «Река. Обрывистый берег», 1918, холст, масло, 64,5 х 92,5.

danilova-27.jpg

danilova-28.jpg

danilova-29.jpg

6 мая 2013 года исполняется 155 лет со дня рождения Алексея Степановича Степанова

«Я совершенно уверен, что на всем белом свете не нашлось бы такого человека, который ни с того, ни с сего, не взлюбил бы Алексея Степановича. Его любили равно за его чудесный нрав, как и за его прекрасное искусство, любили так, как он любил нас, как любил он своих мишек, лошадок, лосей, всех малых и больших зверушек, которых изображал...» (Нестеров В.М.)

Алексей Степанович Степанов родился 6 мая 1858 года в городе Симферополь Таврической губернии в семье потомственного дворянина, офицера, участника Крымской войны. Мальчика, осиротевшего в раннем возрасте, опекун увез в Москву, и устроил в малолетнее отделение Института обер-офицерских сирот. А.С. Степанов учился в 1-й мужской гимназии, затем на землемерном отделении Константиновского межевого института. В 1879 году был выпущен из института с присвоением звания землемера.

С 1880 года по 1883 год Алексей Степанович являлся вольнослушателем, затем студентом Московского Училища живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И.М. Прянишников и Е.С. Сорокин. За рисунок и эскизы в 1883 году художника наградили малой серебряной медалью Училища. В 1884 году за представленную выпускную работу «Отец и сын, или Военная беседа» А.С. Степанов награждается большой серебряной медалью с присвоением звания классного художника. Будучи студентом Московского Училища живописи, ваяния и зодчества Алексей Степанович начинает сотрудничество с журналом «Природа и охота», продолжавшееся долгие годы. С 1883 года по 1895 год в журнале было опубликовано около ста рисунков А.С. Степанова.

С 1888 года он становится экспонентом Товарищества передвижных художественных выставок, а картина «Гоп! Гоп!» была принята к показу на XVI Передвижной выставке. Первый успех А.С. Степанову приносит выставленная в 1889 году на XVII Передвижной выставке картина «Лоси едят сено зимой». Картина единогласно была принята на выставку Советом Товарищества и затем приобретена П.М. Третьяковым для своей коллекции. По настоянию В.А. Серова в 1889 году Алексей Степанович приглашается в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества преподавателем класса анималистической живописи. Получив впоследствии звание профессора, художник возглавлял класс до 1918 года. У него учились: С.В. Герасимов, В.А. Филиппов, М.А. Добров, Б.В. Иогансон, П.Д. Корин, А.П. Панфилов, Л.В. Туржанский, Б.Н. Яковлев и многие другие художники.

Больший успех в 1891 году А.С. Степанову приносит картина «Журавли летят», выставленная на XIX выставке Товарищества. После чего в марте 1891 года он вместе со С.И. Светославским и И.И. Левитаном принимается в полноправные члены Товарищества передвижных художественных выставок. В 1905 году живописец за картину «Утренний привет» удостаивается звания академика Императорской Академии художеств. Картина выставлялась на XXV выставке передвижников, XXIV выставке Императорской Академии художеств и в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. В 1901 году А.С. Степанов вступает в выставочное объединение «36 художников», а в 1903 году художник становится одним из учредителей «Союза русских художников», подписав вместе с А.М. Васнецовым, С.В. Ивановым, А.Е. Архиповым, С.А. Виноградовым, К.К. Первухиным и И.С. Остроуховым коллективное заявление о выходе из Товарищества. В 1920 году А.С. Степанов тяжело заболел, но продолжал работать. Умер Алексей Степанович Степанов в 1923 году, похоронен на Ваганьковском кладбище.

А.С. Степанов наряду с И.И. Левитаном считался одним из создателей так называемого пейзажа настроения, когда художник в красоту природы переносит свои мысли и переживания. Работы Алексея Степановича написаны широко, эскизно, жидким прозрачным мазком, с использованием немногих цветов. Любимым сюжетом художника являлась деревенская дорога, по которой крестьянские лошади тащат сани или телеги. Довольно удачно художник изображал животных, обладал редким умением передавать их повадки и даже психологию.

В собрании Плесского музея-заповедника находится 16 работ:

1. «Река. Серый день», 1920, холст на картоне, масло, 15 х 27.

2. «Мужик», холст, масло, 19 х 13.

3. «Волга. Этюд», картон, масло, 17 х 26.

4. «Лодка. Этюд», холст, масло, 17 х 24.

5. «Стойло. Этюд», холст, масло.

6. «В стойле. («Лошади в стойле»)», холст, масло, 39,7 х 47.

7. «Корова. Овцы», набросок, холст, масло, 10 х 15,5. Подарена В.Д. Моргуновым.

8. «Головы, фигуры животных», набросок, холст, масло, 11 х 13. Подарена В.Д. Моргуновым.

9. «Море», 1923, холст, масло, 57 х 91.

10. «Лес. Этюд», холст, масло, 38 х 29.

11. «Деревня. Эскиз», холст, масло, 13,5 х 19. Подарена В.Д. Моргуновым.

12. «Этюд», картон, масло, 15,9 х 24.

13. «Деревня», холст на картоне, масло, 22,5 х 34. Подарена С.А. Верниковским.

14. «Этюд», картон, масло, 18 х 26. Подарена Е.А. Степановой.

15. «Дом. Усадьба», 1910, холст на картоне, масло, 16 х 24. Подарена В.Д. Моргуновым.

16. «Коровы», 1910-е, картон на холсте, акварель, 22,2 х 32.

danilova-23.jpg

danilova-24.jpg

danilova-25.jpg

danilova-26.jpg

Следите за новостями в соцсетях: