Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

Музейно-выставочный комплекс “Присутственные места”

Проекты

Выставка "Хранители времени. Современный контекст".

22 октября 2022 г. исполняется 40 лет со дня создания Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. К этой дате приурочена масштабная выставка из фондовой коллекции музея, которая завершает череду громких событий этого юбилейного года. 

За время работы Плёсского музея-заповедника была собрана большая фондовая коллекция, составляющая на сегодня более 83 тысяч музейных предметов. Собрание отличается большим разнообразием. Это коллекции древнерусской, русской, советской и современной живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, археологии, предметов быта, нумизматики, редких книг и даже архитектурных деталей. 

На выставке «Хранители времени. Современный контекст» представлены практически все разделы хранения. Многие экспонаты демонстрируются впервые, среди них имеются новые поступления, дары и недавно отреставрированные произведения. Экспозиция построена таким образом, что различные по материалу и технике экспонаты взаимодополняют друг друга, выстраиваясь в цельные композиции. Большое разнообразие не только позволит привлечь внимание зрителя, но и поможет ему проникнуть в сущность отдельно взятых музейных предметов, воспринять как их художественно-эстетические достоинства, так и их историко-культурную значимость.

2 этаж. Народное искусство

Музей-заповедник хранит и собирает коллекцию предметов народного искусства – это вышитые и тканые салфетки и полотенца, прялки, домотканые ткани, детские игрушки и посуда, выполненные в том числе мастерами Дымково, Хохломы, Богородского и т.д.

Народное искусство в полной мере проявилось в красочных и самобытных народных костюмах. Гуцульский наряд можно видеть на «Портрете гуцулки» художника Ф.М. Кулагина. Русский и мордовский – на манекенах, чувашский – на портрете Н.В. Овчинникова «Мать солдата».

Основными тканями, применявшимися для народной крестьянской одежды, были домотканые холст и шерсть простого полотняного переплетения. Из некрашенных льняных нитей ткали небеленый холст для рубах и полотенец, из окрашенных нитей – разноцветные полосатые и клетчатых пестряди, из которых шили и мужскую, и женскую одежду. Сочетание в основе и утке нитей разного цвета создавало сложную красочную гамму и разнообразный рисунок.

1.jpg

На первом манекене – повседневный костюм крестьянки конца XIX-начало XX вв.  

Женская рубаха из Архангельской губернии 1850-1910 гг. прямого покроя, с длинными рукавами. Белый холст рубахи украшен красно-черным узором вышивки, расположенной на воротничке, оплечье, внизу рукавов и по низу изделия. 

Сарафан 1890-1917 гг. был найден на чердаке заброшенного дома в сундуке среди другой старой одежды в деревне Остров Подосиновского района Кировской области (бывшей Вятской губернии). Сшит из пестряди основного красного цвета с крупной сложной клеткой, образованной нитями темно-синего, белого и желтого цветов. В центре лифа – присбореная вставка из ситца основного голубого цвета со стилизованным растительным рисунком белого и черного цветов. Фабричный ситец тогда ценился дороже домотканой пестряди.


На манекене в центре – праздничный костюм конца XIX-начала XX вв.

Сарафан носили не только крестьянки. На протяжении длительного периода, начиная с XVIII века, он был одеждой мещанок и купчих, придерживавшихся старинных русских обычаев. 

В XVIII и в первой половине XIX веков сарафаны делали из однотонной, без узора ткани: синего холста, бязи, красной крашенины, черной домотканой шерсти. 

Косоклинный сарафан – самый красивый и искусно украшенный из всех сарафанов. Особенность кроя этой разновидности сарафана состояла в том, что спереди использовались два прямых полотнища, а сзади одно. Низ расширялся за счет добавления в боках высоких клиньев и подклинков, скроенных по косой. Косоклинный сарафан мог иметь в центре разрез-«распах» (короткий или во всю длину сарафана), а мог быть глухим (т.е. иметь в центре шов). По центру сарафан обычно украшался красивыми галунами, кружевными и вышитыми лентами, контрастной тканью, пуговицами. Центральные и заднее полотнища соединялись на плечах при помощи лямок. Зона распространения этого сарафана – северо-западные губернии. 

Рубаха-рукава бытовала в Архангельской губернии в 1880-1917 годах. Ее длина всего лишь 43 см. Она сшита из плотного домотканого полотна с прямыми поликами, отрезным рукавом и глубоким центральным разрезом. Высокий воротник-стойка застегивается на круглую костяную пуговицу и прорезную петлю. Рукава составные, длинные, зауженные, по краю украшены узким растительный орнаментом, выполненным черно-красной вышивкой крестом. 

С косоклинным сарафаном девушки носили повязку, женщины – кокошник. 

Кокошник – шапочка с ушками – украшен золотным шитьем в виде цветочного орнамента, по очелью и контуру – золотистым металлическим галуном.


На манекене справа – костюм мордвы-мокши конца XIX-начало XX вв.

Мокшанская рубаха – панáр – имела отличие от эрзянской в покрое и отделке. Перегнутая пополам по поперечной нити точь холста была основой стана рубахи, к которой по бокам пришивались полотнища покороче. Такой покрой образовывал квадратную пройму для рукавов. 

Оригинальная сложная вышивка, которая наносилась на ворот, манжеты, подол рубахи, еще и выдавала данные «прописки» обладательницы костюма, так как даже в соседних селах одной и той же губернии национальный орнамент был разный. Расцветка мордовской вышивки в основном состояла из четырех цветов: черно-синего, темно-красного, желтого и зеленого. Помимо солярных знаков, рубаха украшалась орнаментальными рисунками, которые женщины «черпали» из природы. Так появились «фирменные» мордовские узоры: «солнечные узелки», «звездочки», «еловые ветки», «козьи копыта», «змеиная головка», «куриные лапки», «крылышки». 

На рубаху одевалась верхняя распашная одежда из холста – рýця

Особая роль в национальном женском костюме отводилась головным уборам, они строго соответствовали возрасту и семейному положению. Мокшанский головной убор – пáнга – трапециевидной формы, состоит из нескольких частей, прикрывает шею, богато расшит вышивкой. 

Нагрудные украшения – монúсто – прикрывали глубокий вырез рубахи, являясь оберегами, магически защищали грудь женщины от злых сил.

Интерьер дворянской гостиной

Интерьер дворянской гостиной.JPG       Интерьер дворянской гостиной_2.JPG

В интерьере дворянской гостиной представлена мебель конца XIX века – шкафы, диван, ломберный стол, киот. На стенах висят: часы, барометр из усадьбы Грамматиных, шашка «Терс-маймун», «Портрет Вороновой» кисти И.И. Левитана, небольшая работа К. Сакина «Девочка с попугаем». На диване – бухарская шаль и фотоальбом. На ломберном столе – портмоне и веер. На манекене – праздничное платье-костюм 1890-х гг. В киоте три иконы: «Богоматерь «Всех скорбящих радость»» конца XVIII в., «Никола оплечный» конца XVII в., «Распятие и Воскресение с двунадесятыми праздниками» начала XVIII в. 

Шкафы и барометр вместе с другими вещами были подарены музею-заповеднику Ксенией Владимировной Сорокиной (урожденной Перротте), потомком дворянского рода Исаковых – одного из владельцев села Светочева Гора, расположенного в 19 км выше Плеса по течению Волги. 

Как гласит легенда, в стародавние времена на месте села стоял скит, в котором жил старец Лукоян. Поселение находилось в 4-х верстах от Волги. Часто на купеческие суда, груженые заморскими товарами, нападали разбойники под предводительством атамана Светоча. Награбленное добро разбойники хранили в ските у старца. Долго продолжались грабежи, но однажды решил Светоч все награбленное передать великому князю московскому Ивану Калите. Великий князь повелел разбойнику во искуплении своих грехов построить на месте скита церковь, а место назвать Светочевой горой. 

В начале 19 века на Светочевой горе появились 4 дворянские усадьбы: господ Исаковых, Грамматиных (один из Грамматиных был переводчиком «Слова о полку Игореве»), Батуриных и князей Черкасских

От двух последних усадеб мало что сохранилось, только старинные липы, да фамилии жителей, унаследованные от предков, служивших у господ: Батуринские, Черкасские, Грамматинские, Исаковские. 

Предки Ксении Владимировне Перротте состояли на военной службе. Один из них, Михаил Федорович Исаков – секунд-майор Финляндского егерского батальона, был женат на Ксении Меньшиковой – дочери Александра Меньшикова. Другой предок, Василий Петрович Исаков, был гвардейским офицером, участвовал в военных событиях 1812-1815 годов.

Николай Иосифович Перротте, дед Ксении Владимировны, был мичманом на корабле, участвовал в кругосветном плавании, а когда вышел в отставку, стал земским начальником Нерехотского уезда, куда входило с. Яковлевское (ныне г. Приволжск), Плес, Светочева гора и другие населенные пункты. 

В 1905 году в с. Яковлевском произошла забастовка рабочих на фабрике. Николай Иосифович по долгу службы должен был уговорить рабочих прекратить её. Ему удалось это сделать, но, приехав домой, он скончался от сердечного приступа. 

Бабушка Ксении Владимировны – Мария Петровна (урожденная Исакова), в совершенстве владела иностранными языками, знала русскую и зарубежную литературу, была попечительницей Сидоровских мужского и женского и Святочегорского земских училищ. Ей приписывают авторство романсов «Не говорите мне о нем» и «Тихо, так тихо». 

Когда в Плесе работал Левитан (в 1888-1900 годах), он несколько раз бывал в гостях у Перротте, а чуть позже Светочеву гору посетил известный археолог Нефёдов

Ксения Владимировна Перротте родилась 22 февраля 1916 года. Ее мать Мария Алексеевна умерла, когда Ксении было 2 года. Владимир Николаевич Перротте, отец Ксении Владимировны, поручил содержание и воспитание дочери Марии Петровне, бабушке. 

Детство и отрочество Ксении Владимировны пришлись на годы революции и становление советской власти. Помещичьи дома национализировали, а их хозяев отправляли в тюрьмы или на поселения. 

Семью Перротте сначала спасло то, что Мария Петровна после смерти мужа вторично вышла замуж за Фридриха Карловича Минут, – немецкого подданного, и его иностранный паспорт в какой-то мере обеспечивал неприкосновенность всей семье. После окончания начальной школы в Светочевой горе, Ксения Владимировна училась в Плесе, Яковлевском, Костроме. 9 классов ей закончить не удалось. В 1931 году были арестованы ее дяди, как враги народа, ее исключили из школы. 

Семье Минут была предоставлена небольшая жилплощадь в доме Грамматиных. Фридриха Карловича вскоре тоже арестовали, Ксения Владимировна стала работать на мельнице, устроенной им и тоже национализированной, счетоводом. Но и там, как лишенке, ей работать не дали. В 1932 году в Светочевой Горе была открыта семилетняя школа, директор предложил Ксении Владимировне вести уроки немецкого языка. 

Ксения Владимировна вспоминала: «Сдав экстерном экзамены за среднюю школу, я поступила в Костромское педучилище, а на следующий год поступила заочно в Московский институт иностранных языков. Проучилась я там всего два курса. Как представителя чуждого сословия, меня исключили из института. Сначала уговаривали отказаться от моих дядей, которые были объявлены врагами народа, от моей бабушки и вообще от своего происхождения. Я этого не сделала, в результате чего была исключена». 

Ксения Владимировна, так и не получив высшего образования, проработала учителем 57 лет, закончила свою педагогическую деятельность в 1993 году в школе на Светочевой горе. 

––––
Шашка «Терс-Маймун» («Терс-Маймал», «Волчок»). Вторая половина XIX в.
Клеймо на клинке содержит инициалы Великого князя Михаила Николаевича, который в 1863-1881 годах был наместником на Кавказе. 

IMG_2093.jpg 

IMG_2094.jpg IMG_2095.jpg 

Граф Андрей Борисович Фитце-Ланской

Граф Андрей Борисович Фитце-Ланской – один из потомков (по линии матери) старинного дворянского рода Ланских, потомственных военных, служивших России на протяжении нескольких веков. 

Дед Андрея Борисовича, граф Алексей Никитович Ланской, полковник царской армии, командир гренадерского полка Фридриха Великого, воевал во время русско-японской войны 1905 года, затем – Первой мировой войны, был ранен, после революции 1917 года мобилизован в Красную Армию, а в конце Гражданской войны, парализованный, отправлен на пенсию. При Сталине он был арестован и исчез при неизвестных обстоятельствах. 

Бабушка, Вера Ильинична Ланская, урожденная Прохорова, происходит из семьи знаменитых московских купцов и промышленников (ее мать – урожденная Филиппова).
У Веры Прохоровой и Алексея Ланского было три дочери: Людмила, Софья и Тамара. 

Тамара Алексеевна Ланская (мать Андрея Борисовича), родившаяся в 1905 году, стала свидетелем всех потрясений, связанных с революцией, и, после многих превратностей судьбы эмигрировала в Польшу, затем в Турцию и, наконец, во Францию. (Ее сестры остались в Советском Союзе. Одна из них стала членом Коммунистической партии, профессором, известным ученым, другая четверть века провела в сталинских лагерях). 

В Турции Тамара Ланская встретила своего будущего мужа, Бориса Фитце. 

Борис Адольфович Фитце (отец Андрея Борисовича), потомок крупных землевладельцев, один из пяти детей Адольфа и Александры Фитце (урожденной Небельтан) родился в 1901 году в Саратове, затем жил с семьей в Евпатории. Записавшись добровольцем в Белую армию, он служил пулеметчиком в авиации, затем, до 1922 года, в императорском флоте. Вынужденный эмигрировать в Турцию, затем во Францию, он прошел на чужбине путь от разнорабочего до директора завода. 

Во время Второй мировой войны Борис Фитце завербовался добровольцем во Французскую армию, позднее вошел в ряды Сопротивления, помогал в спасении участников движения и евреев. Его брат Николай и сестра Ольга тоже эмигрировали во Францию, двое других детей Фитце были убиты во время Гражданской войны. О судьбе родителей ничего неизвестно. Они исчезли во время вступления Красной Армии в Крым в конце 1920 года. 

Андрею Борисовичу, сыну Бориса Фитце и Тамары Ланской, довелось вернуться на родину родителей, дедов и прадедов. Гражданин Франции, проректор по финансам университета города Тур, бывший представитель Франции в ООН, получил российское гражданство и последние годы своей жизни провел в Плесе. В 2022 году Андрея Борисовича не стало…

Николай Павлович Смирнов

Две нижние полки витрины посвящены жизни и творчеству писателя, поэта, критика и первого буниноведа Николая Павловича Смирнова (1898-1978). 

Николай Павлович родился в Плесе, в семье последнего городского головы, купца Павла Николаевича Смирнова. Учился в Кинешемском реальном училище одновременно с Дм. Фурмановым. В 1914 году в местных газетах появились его очерки и рассказы, потом в московских изданиях – стихи. В 1917 году окончил реальное училище в Кинешме. С 1918 года редактировал уездную кинешемскую газету «Рабочий и крестьянин». В 1921—1922 годах, переехав в Иваново-Вознесенск, работал в редакции газеты «Рабочий край», на страницах которой напечатано немало его стихов и заметок. 

В 1922 году переехал в Москву, был секретарем редакции журнала «Новый мир». На протяжении 1920—1930-х годов Н. П. Смирнов на страницах газет и журналов («Красная новь», «Красная нива», «Известия», «Новый мир») выступал как литературный критик, рецензент. Выходят его книги «Изумруд Севера» (1929), «Теплый стан», «Человек и жена», «Своим следом». Входил в литературную группу «Перевал» (М. М. Пришвин, Э. Г. Багрицкий, А. П. Платонов, Артем Веселый, И. И. Катаев). 

В 1934 году Смирнов был принят в Союз писателей СССР. В декабре 1934 года по ложному обвинению был арестован и приговорён по политической статье к пяти годам лишения свободы. После освобождения в 1939 году жил в Александрове, затем вернулся в Москву. В годы Великой Отечественной войны служил на северном фронте. После войны вернулся к литературной деятельности, стал основателем и редактором альманаха «Охотничьи просторы». В 1959 году был реабилитирован и восстановлен в Союзе писателей. 

В 1952 году увидела свет его книга о Пришвине. Наиболее известное произведение Смирнова — книга «Золотой Плес» (1969), в которую вошла одноименная повесть о Левитане, воспоминания о детстве и юности, лучшие охотничьи рассказы и мемуарные новеллы о писателях — Новикове-Прибое, Правдухине, Пришвине, Семёновском. 

Важное место в творческой биографии Николая Павловича занимал период активного диалога с литературным зарубежьем (конец 1950-х — начало 1970-х годов). Он стал первым советским корреспондентом русскоязычной газеты «Русские новости» в Париже, на страницах которой за 9 лет сотрудничества Смирнов опубликовал более 130 материалов. 

На выставке представлены фотографии и документы, характеризующие деятельность Н.П. Смирнова, первое издание его книги «Золотой Плёс».

Тихвинка

Тихвинка — историческая разновидность российских беспалубных деревянных грузовых судов с корпусом бảрочного типа, ложкообразной носовой оконечностью, кормой санной формы и серповидным форштевнем. Широко использовалась в XIX веке на реках Тихвинской водной системы и на Ладожском озере, в основном для сообщения между Санкт-Петербургом и Нижегородской ярмаркой. Это было грузовое судно. На тихвинках возили хлеб, ткани и прочие товары.

Полная грузоподъёмность тихвинки достигала 100 тонн, а длина не превышала 20 метров для соответствия размерам шлюзовых створов Тихвинской речной системы. Палуба могла отсутствовать, но могла и настилаться вдоль всего корпуса до утопленной в корпус казёнки.

Колесо

Колесо.JPGБольшое колесо от телеги было найдено на ул. Советской при строительстве здания ресторана «Променад». Оно лежало в песчаной засыпке, сделанной в 1950-х годах в связи с укреплением набережной перед подъемом уровня воды в Волге в результате заполнения Горьковского водохранилища.

Колесо принадлежало грузовой телеге, задние колеса которой были больше передних. На подобных телегах в центральные районы России перевозили хлеб, доставляемый в Плёс с низовьев Волги. 

Реконструкция интерьера гостиной Е. И. Лебедева

 Лебедев_1.JPG  Лебедев_2.JPG

Первые упоминания о предках плесского врача-хирурга Евгения Ивановича Лебедева – семье Фомичёвых – относятся ко второй половине 19 века, когда трое братьев-крестьян Фомичёвых, вернувшиеся разбогатевшими с Турецкой войны, выкупили себя из крепостной зависимости, стали заниматься торговлей в Плёсе и построили общий дом. Двое из братьев рано умерли, и их наследником стал оставшийся в живых Фёдор Афанасьевич Фомичёв, который занимался торговлей лесом и ростовщичеством и в конце 19 века стал одним из самых богатых людей города. 

Его сын, купец Иван Фёдорович Фомичёв (1858-1918), ровесник Левитана и Степанова, один из самых известных в Плёсе охотников, подружился с художниками, приехавшими в Плёс в 1888 году, и приглашал их на всякого рода охоты. Жена Фомичёва, Надежда Никандровна, игравшая на фортепиано и знавшая иностранные языки, стала приятельницей художницы Софьи Петровны Кувшинниковой и состояла с ней в переписке.

Одна из дочерей И. Ф. Фомичёва Александра вышла замуж за врача, сына священника Троицкой церкви Евгения Ивановича Лебедева (1877-1946), который стал одной из главных фигур в истории Плёса 20 века. Выпускник Юрьевского университета, Е. И. Лебедев, начал работать в родильном отделении Кинешемской больницы, затем в детском туберкулёзном санатории в Крыму, занимался просветительской деятельностью, работал в холерных бараках, за службу был удостоен правительственной награды. Вернувшись на родину, работал в больницах Нерехты, Кинешмы. 

В 1914 году, с началом Первой мировой войны, Евгений Иванович был призван в Кострому, где служил врачом эвакогоспиталя № 25, начальником которого был назначен мобилизованный, как и он, главный врач Плёсской больницы, известный общественный деятель Фёдор Петрович Чекалов. В архиве семьи Лебедевых сохранилась переписка двух врачей. 

Е. И. Лебедев был награждён орденом Св. Станислава 3-ей степени. Позднее работал врачом на железной дороге под Петербургом. В декабре 1917 года он возвратился в Плёс. 

В 1918 году врач плёсской больницы Евгений Иванович выступил с инициативой об организации в городе детского курорта. Эта идея была поддержана наркомом просвещения А. В. Луначарским. Много сил и энергии врач отдал на организацию детских курортных учреждений; заведовал Яковлевской больницей (Приволжск), занимаясь ремонтом, расширением больницы, принимая роды, делая хирургические операции, посещая больных на дому. 

С 1927 года Е. И. Лебедев был назначен главным врачом плёсской больницы. 

Во время Великой Отечественной войны он стал ведущим хирургом госпиталя, открытого на базе противотуберкулёзного санатория, организовал курсы сестёр запаса, выступал с научными докладами, спас жизнь многих раненых. Выдающийся врач-подвижник, просветитель и общественный деятель, Е.И. Лебедев оставил неизгладимый след в памяти жителей Плёса. 

Дочь Евгения Ивановича, внучка И.Ф. Фомичёва, тоже врач и общественный деятель, Галина Евгеньевна Лебедева (1919-2015) сохранила немало предметов, связанных с историей своей семьи, города, страны. Это – подаренный музею многотомный словарь Брокгауза и Ефрона, письма, журналы, документы, каталоги конца 19 века, фотографии, открытки и прочее. 

Фамильный архив продолжает изучать достойная наследница своих предков, дочь Галины Евгеньевны Любовь Михайловна Лебедева, научный сотрудник Плёсского музея-заповедника, передавшая в дар музею немало хорошо сохранившихся мемориальных вещей.  Эти музейные экспонаты, связанные с уникальной историей одной из плёсских семей, имеют несомненную историческую и художественную ценность. 

Главный научный сотрудник,
Почетный работник культуры Ивановской области О. В. Наседкина
(Текст составлен по материалам книги Е. Н. Закаменной
«Плёс. Летопись ХХ столетия». Иваново. 2018). 

В экспозиции представлены личные вещи Е. И. Лебедева и других владельцев: газетница, комод, зеркало, мебельный гарнитур, столик, саквояж, граммофон, гитара, мужское пальто, сундук, часы, настенная аптечка; а также чернильный прибор, пресс-папье и бланки рецептов. На стене – портрет Ф. П. Чекалова, выполненный А. М. Кориным в 1910 году для плесской больницы.

Предметы быта

За ограждением представлены предметы быта: костюмы, мебель, часы и живопись конца XIX-начала XX веков. 

Часы.jpg

Коллекционирование одежды и интерьерных предметов было затруднено достаточно поздним временем основания Плесского музея-заповедника (1982 г.). Тем не менее была создана значительная коллекция, многие вещи из которой были переданы в дар плёсскими жителями. 

3.jpg

Сюртук офицерский. Начало XX в. Сукно, строчка машинная, строчка ручная. Принадлежал стройному молодому человеку 44 р. Основная часть офицерства в дореволюционной России была представлена представителями дворянства. Служение Отечеству на военной и гражданской службе было их главной обязанностью. 

Конторка. Конец XIX-нач. ХХ вв. Дерево, металл, шпон, сборка, работа столярная, работа токарная.
Конторка - высокий письменный стол с наклонной доской для работы стоя или сидя на высоком табурете, преимущественно, в конторах. Конторки можно было часто видеть в дворянских усадьбах, за ними велся учет хозяйственной деятельности, писались письма. На конторке лежат два документа начала XX в: накладная и счет общества потребителей (бумага, печать типографская)


На стене представлены картины:

Картины 1 стена.JPG
Корин А.М. Портрет коллекционера Медынцева. 1895. Холст, масло.
Маковский В.Е. Свадебный поезд в Орловской губернии. 1907. Холст, масло.
Маковский К.Е. Портрет девушки с букетом. 1876. Холст, масло.

 
На подиуме - женские костюмы, бытовавшие в Плесе:

Подиум+картины.JPG
Кофта и юбка. 2-я половина XIX в. Шелк, строчка ручная, строчка машинная. 48 р.
Накидка женская. 1 пол. XX в. Драп, вышивка машинная, строчка машинная.
Юбка. Конец XIX в. Ткань х/б, шерсть, пластмасса, строчка машинная и ручная.
Шляпка с вуалью. 1920-40- гг. Шелк, капрон, стеклярус, строчка машинная и ручная. р. 56
Кофта и юбка. 2-я пол. XIX в. Шерсть, мадаполам, кружево, бархат, строчка машинная и ручная.

 
На стене:

Корин А.М. Портрет жены художника С.С. Кориной. 1913. Холст, масло
Часы настенные. Конец XIX-нач. ХХ вв. Дерево, металл, стекло, работа столярная, сборка.

 
У стены:

Стол. Кон. XIX в. Дерево, резьба, работа столярная.

Следите за новостями в соцсетях: