Настройки для слабовидящих

Сброс настроек Обычная версия

Плесский государственный историко‑архитектурный и художественный музей‑заповедник

История плеса

Город-крепость, город-таможня

ples_ist_1.jpg

Вероятно, Плес как ещё не городское поселение был основан новгородцами и псковичами, бежавшими на финно-угорские земли от принудительной христианизации.
Вскоре одним из Владимиро-Суздальских князей была построена первая крепость. 

Предположительно, впервые Плес упомянут в Новгородской первой летописи за 1141 год в связи с именем Юрия Долгорукого. Этому летописному упоминанию не противоречат материалы археологических исследований. Уже в те времена Плес имел внушительные размеры. Протяженность его торгово-ремесленного посада вдоль берега Волги составляла 1, 2 километра. При этом была застроена не только первая, но и вторая береговая терраса. 

Городской домонгольский некрополь Плеса, по предварительным данным, насчитывал около 600 захоронений. 

Город cтал форпостом княжеской власти в Плесской волости, присоединенной таким образом к Владимиро-Суздальскому княжеству. 

(Он никогда не был просто сторожевой заставой, а был полноценным городом, т.е. имел обширный посад, вечевую (торговую) площадь, городской некрополь.) 

ples_ist_2.jpg

Первая плесская крепость пала и была сожжена в феврале 1238 года во время татаро-монгольского нашествия. Это событие упоминается в "Сказании о разорении Рязани Батыем". 

Плес упоминается среди «залесских городов» в «Списке городов русских ближних и дальних», составленном в конце XIV века новгородскими купцами. 

Новое рождение Плесской крепости связано с нападением в 1409 году полководца Золотой орды мурзы Эдигея на Москву. Великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, решил построить на Волге новую крепость. И в 1410 году "повеле рубити град Плесо". Вторая плесская крепость явилась частью таможенно-оборонительной системы волжского рубежа. Помимо новой крепости в нее входил естественный по происхождению каменный лабиринт в русле Волги, препятствовавший свободному прохождению судов. 

История города - крепости Плес завершилась к 1609 году, когда город был захвачен отрядами пана Лисовского. (Следов пожара нет: крепость догнила еще, видимо, в канун набега). 

С тех пор крепость не восстанавливалась. С расширением и укреплением Московского государства необходимость в ней отпала.

Купеческий город

ples_ist_3.jpg

С XVII в. Плес стал развиваться как торговый город - порт. С низовьев Волги сюда привозили на баржах зерно, перемалывали его на местных мельницах и продавали муку в Иванове и Шуе. Часть хлеба продавали в Рыбинске. С окрестностей Плеса в купеческие торговые конторы собиралось домотканное полотно для отправки его на продажу по Волге. Одна из таких контор, принадлежавших богатейшему московскому купцу Василию Шорину, известна по документам XVII в. 

Когда-то пригород Костромы, Плес в 1778 году стал уездным центром, имел свой герб: вверху – корма галеры, на которой путешествовала Екатерина II по Волге, внизу – речной плес.

В экономических примечаниях, составленных в этот период, говорилось: " На правом берегу реки Волги речки Гремячки на левой и на обеих сторонах (реки) Шохонки….мести город… семь церквей деревянных строение разночинцев купечества и мещанства деревянное два казенные соляных магазейна полотняная фабрика на которой ткут разных цветов пестряди и ревендуки отвозят для продажи в Санкт-Петербург и Москву а отчасти продает в городе и поблизости онаго на ярмонках пряжу скупают для фабрики во оном и в близ лежащих селениях солодовенных заводов два пивоварней одни лавок деревянных сто шездесят девять в коих купечество и мещанство торгует разными шелковыми бумажными и шерстяными товарами два кирпичныя сарая кузнец девять купечество и мещанство сие закупают холст и пряжу имеют промысел водяной куммуникациею по реке Волге своими судами скупают в низовых городах разного рода хлеб и отвозят для продажи в верховые города также гонка лесу плотами и прочими продуктами некоторые по неимению упражняются в разных рукоделиях как то серебряном, кузнечном портным в прочиех  мастерствах и рыбною ловлею В том городе бывает в год две ярмонки первая июня с 29-го продолжается июля по 4-е вторая октября с 1-го по 5-е число и торгуют обще онаго города купечеством и мещанством шелковым бумажными шерстяными  … мелочными товарами и съестными припасами нужными для градских обывателей и окрестных селениев жителей сверх сего еженедельно по субботам  бывают торги водою сей город изобилен из него пролегают большие столбовые дороги в города первая Кострому вторая Кинешму третья в Шую четвертая в Нерехту по реке Волге имеется судовой ход во все летнее время стругами барками полубарками и разшивами снизу с городов Астрахани Казани и Нижнего и с верховья окских городов Орла и Москвы вверх до городов Костромы Ярославля и Рыбного с хлебом солью железом вином и протчими съестными припасами грузом от шестидесяти тысяч пуд и менее и гонка лесу плотами из верховых городов в низовые и до сего уезда ко оному городу пристани кроме потребного числа хлеба и других припасов … на реке Шохонке состоят две мукомольные мельницы о двух же поставах которые действие имеют кроме полой воды во все годовое время».

ples_ist_4.jpgСо времени основания города в Плесе работали ювелиры. Они занимались выделкой колец, сережек и других изделий. Под влиянием этого древнего ювелирного центра сформировались соседние - в селах Красное и Сидоровское. 
Большое развитие получили в Плесе и кустарные промыслы: кузнечный, портновский, сапожный. 
Особенно отличались в своем ремесле плесские кузнецы. Они ковали из уральского железа плотничьи топоры, получившие широкую известность далеко за пределами плесской округи. 
Издавна славились и плесские резчики по дереву и металлу. Все эти изделия кустарей забирали по дешевке скупщики, приезжавшие в Плес весной с первыми пароходами, и отвозили их на Нижегородскую ярмарку.

В 1796 году указом Павла I "О новом разделении Государства на Губернии" Плесский уезд был расформирован, Плес стал заштатным городом и вошёл в состав Нерехтского уезда. 

Осенью 1871 года была пущена железнодорожная линия Иваново–Кинешма.

Сразу же стала невыгодной отправка хлеба гужевым транспортом. Барыши от хлебной торговли потекли в карманы кинешемских купцов.

Постепенно в Кинешму (город в пятидесяти км от Плеса) перебрались многие плесские торговцы (до сих пор в Кинешме сохранилась улица под названием "Плесские дворы"). Почти вдвое (до двух с половиной тысяч) уменьшилось население города за счет разъехавшихся возчиков, грузчиков, приказчиков, обслуживающих хлебную торговлю. 
Жизнь в городе замирает, и Плес как бы выпадает из времени, практически не меняясь. 

Левитановский Плес

ples_ist_5.jpg

Но развитие судоходства на Волге тогда уже содействовало привлечению значительного числа отдыхающих из Москвы и Санкт-Петербурга.

Частные пароходовладельцы, конкурировавшие между собой, стремились привлечь на свои пароходы больше пассажиров из числа дачников, ставили в летнее время несколько пассажирских дебаркадеров берега Плеса.

Местные домовладельцы сдавали приезжим свои дома. Именно в эту пору "дачного" Плеса, тихого заштатного городка, приехал сюда вместе с друзьями московский художник-пейзажист И.И. Левитан. 

Его спутница, художница С.П. Кувшинникова, вспоминала позднее: "И вот весной 1888 года снова втроем мы поехали в Рязань, сели на пароход и пустились вниз по Оке. Попробовали остановиться в селе Чулкове, но долго там не ужились. <> Наконец добрались до Плеса. Он сразу нас обворожил, и мы решили остановиться. Привлекла нас больше всего та маленькая древняя церквушка, которую потом не раз принимались писать и другие художники, да и вообще городок оказался премилым уголком, удивительно красивым, поэтичным и тихим". 
В Плесе художники прожили лето 1888-ого и два следующих лета. Жили почти по полугоду, с весны до поздней осени, возвращались в Москву последним октябрьским пароходом.

Следите за новостями в соцсетях: